Команда Смайлики/Ответы на задание Рассказ с ошибками

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Ответы команды "Смайлики" на задание "Рассказ с ошибками"

Найденные ошибки мы выделили в тексте полужирным начертанием. А в скобках курсивом постарались дать правильный ответ.

Образование в России в начале ХХ века.

К началу ХХ века учитель в России являлся представителем элитарной профессии. (Быть учителем средней школы было престижно. Высок престиж был также и у земского учителя, чего, к сожалению, нельзя сказать было об учителе церковно- приходской школы. То есть социальный статус различных групп учителей был различен, что следует из различия в их оплате и привилегиях). В то время в отдельных губерниях открывались новые школы. К сожалению, темпы школьного строительства были снижены в связи с русско-японской войной 1904-1905 гг. и последовавшей за ней революцией, но все равно опережали темпы роста населения. (Школы в рассматриваемый период появлялись в России повсеместно. Вот некоторые факты : с 1803 по 1915 г. количество только начальных школ в империи возросло в 600 раз. В 1803-1813 гг. было открыто всего 192 приходских училища, а к 1915 г. их насчитывалось уже 122 123… Но даже эти цифры не могут подтвердить тот факт, что школ строилось больше, чем рождалось детей. Так, известно, что в начале XX века рост нaceлeния Poccийcкoй импepии был высоким : к 1914 г., пo cpaвнeнию c пepeпиcью 1897 г., население России yвeличилocь пpимepнo нa тpeть. Пo чиcлeннocти нaceлeния—185,2 млн. (10% oт oбщeмиpoвoй)— Poccийcкaя импepия зaнимaлa тpeтьe мecтo пocлe Бpитaнcкoй импepии и Kитaя. Oднaкo пo тaкoмy пoкaзaтeлю, кaк плoтнocть нaceлeния — 8,3 чeлoвeкa нa 1км2, Poccийcкaя импepия ycтyпaлa мнoгим cтpaнaм миpa).

Большинство школ были земскими начальными училищами – трёхклассными и четырёхклассными. (Для народных масс существовала система элементарного образования, состоящая из начальных школ различных ступеней и типов (одноклассные начальные училища с 3-4-летним курсом обучения, двухклассные начальные училища с 5-летним курсом, высшие начальные училища по положению 1912 года с четырьмя классами как надстройка над начальной школой) Они появились в ходе практической деятельности земских учреждений в области школьного строительства в конце 30-х — начале 40х годов XIX века.

К 1914 году в России было до 40 тысяч земских школ, в которых училось более 2 млн.детей. (а к 1914 году в России было 28 тысяч земских школ). В земских школах преподавались Учение отцов церкви, (Закон Божий) литература (такого предмета не было в расписании земской школы) родной язык, (русский язык : чтение, письмо, грамматика),

алгебра (арифметика :счисление и четыре арифметических действия с целыми числами)

по возможности музыка (пение). Такие предметы изучались в одноклассном начальном училище занятия по программам 1897 года . А в двухклассных училищах по русскому языку изучался синтаксис и ставился небольшой курс литературного чтения. Проходился полный курс арифметики. Курсы природоведения, физики, геометрии, истории и географии выделялись в особые учебные предметы.

Все учителя земских школ стремились расширить учебный курс, давая, например, в процессе объяснительного чтения элементарные сведения по истории, географии, химии, естествознанию; не использовали наглядность, выступали сторонниками механического заучивания. Преподаватели земских школ, наиболее массовая категория учительства, имели в большинстве своем хорошее высшее образование и жили в достатке. Посмотрите на среднегодовые цены в 1913 г. в Москве .

(Напротив, наглядность широко использовалась земскими учителями. И не все земские учителя были сторонниками зубрёжки. Широко практиковалось рассказывание по картинкам. В начале ХХ вв. с введением новых программ от учителей требовалось знание методики обучения. Особенно популярными были экскурсии, для проверки знаний использовался метод взаимного обучения, широко был распространен метод звукового обучения. Земские школы считались лучшими по постановке учебно-воспитательной работы. В них не только обучали чтению, письму и счёту, но и давали сведения по естествознанию, географии и истории. Земства снабжали школы наглядными пособиями и учебниками, книгами для чтения, написанными К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. прогрессивными педагогами, проявляли заботу о повышении квалификации учителей. Но всё равно, сеть педагогических учебных заведений в России и в конце XIX – начале XX веков была недостаточной. Поэтому, большинство учителей не имело специального педагогического образования.)

источник - Поурочные разработки к учебнику «История России. ХХ век» Данилова А.А.Косулиной Л.Г.9 класс Книга для учителя: (примечание – в ценах ошибок искать не следует – авторы текста с ошибками) Хлеб черный (1 кг) 5 коп. Хлеб белый (1 кг) 12 коп. Мука ржаная (1 кг) 6 коп. Мука пшеничная (1 кг) 7 коп. Картофель (1 кг) 2 коп. Говядина высшего сорта (1 кг) 50 коп. Молоко (1 л) 8 коп. Колбаса вареная (1 кг) 35 коп. Колбаса копченая (1 кг ) 75 коп. Чай (фунт)1 руб. 50 коп. Масло растительное (1 л) 32 коп. Масло сливочное (1 кг) 70—90 коп. Крупа гречневая (1 кг) 9 коп. Водка (1 л) 30 коп. Вино (1 л) 40 коп. Полуботинки мужские3 руб.Ботинки женские 4 руб.Сапоги 7 руб.Полушубок 15 руб.Билет в Большой театр 32 коп. Билет в кино18—20 коп. Визит к врачу 20 коп. Плата за обучение ребенка в школе 2 руб. в месяц Плата за жилье: «угол»1 руб. в месяц

Жалование сельского учителя составляло в среднем 1300 рублей в год, помощника учителя –1140-1180 рублей, каких-либо дополнительных источников существования он, как правило, не имел, но учителя не заводили свое хозяйство: огород или пасеку, или тем более не держали скот. Далеко не всегда предоставлялась и казенная квартира, многим приходилось снимать «углы» в крестьянских избах. Труд таких учителей считался подвижническим и воспринимался обществом как исполнение священного долга служения народу. Однако одних моральных стимулов все же было недостаточно. Зачастую учителя, особенно имевшие семьи, не выдерживали и уходили работать в лавки приказчиками и продавцами, в кондуктора, в канцелярские служащие.

(Жалованье сельского учителя никогда не было таким высоким… Среднее жалование сельского учителя в немецкой школе в Сибири в этот период составляло у мужчин 372 руб., у женщин - 304.[Хотя С.Говорухин утверждает ,что сельский учитель получал до революции 522 рубля, но этот факт больше никто не подтверждает]. Низкая оплата труда приводила к частой смене учителей, а значит, влияла на качество обучения. В земских школах (начальных)в 1912-1913 годы преобладающий оклад учителя составлял 360 рублей. Гораздо хуже жили учителя церковноприходских школ - 120 рублей. Немного лучше - учителя народных школ в Москве - 460. Многие учителя увлекались охотой, огородничеством, садоводством и цветоводством. то есть заводили своё хозяйство. Учителям должна была предоставляться отдельная квартира или выплачиваться квартирные деньги. На деле квартирами обеспечивались лишь избранные (директора, инспектора и некоторые из учителей). Остальные из своих скудных заработков должны были сами заниматься наймом жилья. Как правило, квартиры учителей были крайне неустроенными. Но известно, что земства строили специальные школьные здания, в которых имелась квартира для учителя; в двухкомплектной школе соответственно две квартиры для учителей и , следовательно, не всем учителям приходилось снимать «углы»).

Если первоначально профессия учителя считалась исключительно мужской, то к началу прошлого столетия значительную часть учителей начальных школ уже составляли женщины, зарплата которых, как правило, была еще меньше, чем у мужчин. Каких-либо особых льгот учителя не имели, даже получить пособие от земства, чтобы дать хотя бы среднее образование собственным детям удавалось лишь немногим.

(Социальные льготы учителей хоть и незначительные, но были. Учителя по выслуге лет получали пенсию, пенсионные выплаты полагались семьям учителей в случае утери кормильца, учителям ввиду тяжелой болезни. Существовали пенсионные кассы. В качестве особой привилегии учителя награждались орденами и медалями, но чаще всего удостаивались денежного вознаграждения. Профессиональным заболеванием учителей XIX - начала ХХ вв. стал туберкулез. Для лечения заболеваний учителя некоторых губерний выезжали на отдых на Черное море, директора - могли лечиться за границей. Во многом заботу об учителях проявляло земство. Известно также, что многие учителя стремились дать детям как минимум среднее образование!)

Если число учащихся не превышало 25, то в школе был один учитель ,и такая школа называлась однокомплектной. При большем числе учащихся приглашался второй учитель, школа имела две классные комнаты и называлась двухкомплектной. В двухкомплектных школах курс был четырехгодичный. (Если число учащихся не превышало 50, то в школе был один учитель и такая школа называлась однокомплектной).

Церковно-приходские школы — начальные школы при церковных приходах. Появились после школьной реформы 1804 года, находились в ведении Синода. Ранее — приходские училища. Название закреплено в 1884 «Правилами для церковно-приходских школ» по проекту обер-прокурора Синода Н.И. Новосильцева. (правильно : К.П Победоносцева). (Также следует отметить, что в 1870-е годы министерство народного просвещения фактически подчинило церковные школы своему административному управлению. Многие церковные училища перешли в ведение земств).

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Упразднены в 1917 году. В церковно-приходских школах (одноклассных и двухклассных) преподавались: Закон Божий (изучение молитв, священной истории, объяснение богослужения, краткий катехизис), церковное пение, чтение книг церковных и гражданских, русский язык, начальные геометрические сведения – в одноклассных и (дополнительно) сведения по истории Церкви и Отечества – в двухклассных. (Из документа*Правила о церковно-приходских школах (1884 г.) следует, что § 10. Обучение в церковно-приходских школах производят местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а равно особо назначаемые для того, с утверждения епархиального архиерея, учители и учительницы, под наблюдением священника. § 5. Церковно-приходские школы могут быть одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом. В них преподаются: 1) Закон Божий, а именно: а) изучение молитв, б) священная история и объяснение богослужения, в) краткий катехизис; 2) церковное пение; 3) чтение церковной и гражданской печати и письмо; Материал для чтения был религиозно-монархического содержания. 4) начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподаются, сверх сего, начальные сведения из истории Церкви и Отечества. Примечание. Объем преподавания сих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливаются особыми программами с утверждения святейшего Синода. При сем наблюдается, что в одноклассных школах состав учебных предметов был не менее определенного в положении о начальных народных училищах 25 мая 1874 г. (То есть не русский язык, а письмо преподавалось в церковно-приходской школе; и не начальные геометрические, а арифметические сведения изучались в ней).

Средними учебными заведениями были гимназии, прогимназии мужские и женские, разного рода училища, духовные семинарии и епархиальные училища. В гимназиях существовала школьная форма, которая была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств. Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались светлые яркие платья с плиссированными юбками до колен. (Дома форму носить не требовалось. И платье гимназисток выглядело по другому. У гимназисток платья были закрытые, или, как говорили тогда, «глухие», самого простого покроя. Коричневый цвет школьного платья освящен давней традицией, перенятой у заграничных привилегированных женских учебных заведений и у петербургского Смольного института. Правда, у смолянок платья кофейного цвета носили младшие классы, для средних полагался голубой, затем серый, а для выпускниц белый. Над повседневным бытом гимназисток довлел смиренный коричневый цвет, и единственным декором служил белый подворотничок, покрой которого не был строго фиксирован).

Положение преподавателей средних школ резко отличалось от учителей начальных училищ. Это были выпускники высших учебных заведений, состоявшие на государственной службе чиновники, получавшие соответствующее своему чину жалование. При отсутствии взысканий со стороны начальства производство в следующий чин осуществлялось автоматически, в результате учитель гимназии или реального училища мог дослужиться до статского советника, что по табели о рангах соответствовало полковнику в армии. Жалование было вполне достаточным, чтобы содержать приличную квартиру с прислугой, удовлетворять свои культурные запросы: покупать книги, журналы, регулярно посещать театр и даже съездить на курорт или за границу. (Мы изучили различные источники и выяснили, что далеко « не у всех учителей жалование было вполне достаточным, чтобы содержать приличную квартиру с прислугой, удовлетворять свои культурные запросы : покупать книги, журналы, регулярно посещать театр и даже съездить на курорт или за границу.»)

К счастью, такой порядок приводил к тому, что большинство учителей со временем действительно превращались в чиновников, озабоченных размером своего жалования и продвижением по службе больше, чем воспитанием души и обогащением ума своих учеников. (Правильнее было бы сказать : к несчастью такой порядок приводил к тому, что некоторые учителя были больше озабочены размером своего жалованья и продвижением по службе, чем воспитанием души и обогащением ума своих учеников. Большинство учителей отличало добросовестное отношение к своим обязанностям. Известно, что в захолустных уездных городах и селениях учителя зачастую находили свое призвание в просвещении простых людей. Народные учителя и учительницы были инициаторами различных форм внешкольного образования: народные чтения, повторительные классы, народные библиотеки-читальни, воскресные школы. Учителя организовывали товарищества кредита на селе, открывали общество потребителей. В губернском городе грамотные, приятные в обращении учителя вращались в местном обществе, принимали участие в благотворительных спектаклях, танцевальных вечерах. Большое влияние на духовно-нравственную атмосферу провинциального общества оказывали педагоги-священники. Как вид активности в традиционном обществе необходимо выделить благотворительную деятельность учителей. Учительницы на свое скромное жалование открывали бесплатные столовые, собирали средства для нуждающихся учеников, организовывали праздники с платным входом в их пользу и т.д. Профессиональная идентичность вятского учительства проявлялась в милосердном отношении к своим ученикам. Несмотря на мизерные заработки, многие учителя и учительницы отдавали школе более 20 - 30 лет своей жизни. Однако проблема оттока кадров среди дореволюционного учительства существовала).

Большинство преподавателей к своим обязанностям относились творчески. Учебный процесс представлял собой зубрежку правил, названий и дат, а основные для классической гимназии предметы: латинский и древнегреческий языки большинство учеников просто обожало. (Изучение древних языков давалось нелегко и ученики и не является правдой то, что они их обожали. Эти предметы были сложны в изучении и их приходилось «брать» только зубрёжкой. Нам удалось найти информацию об изучении латыни и древнегреческого языка в начале 20 века в России: (В 1887году реформа среднего образования, проведенная министром просвещения Д.А.Толстым, встретила резко отрицательное отношение общества, поскольку учебные планы были заимствованы в немецких газетах и, естественно русский язык, словесность, история, а частично и Закон Божий оказались неоправданно отодвинутыми на второй план. Для преподавания древних языков были приглашены иностранцы, в основном немцы и чехи, которые не говорили по-русски. Вся система отношений гимназии и семьи сводилась к противопоставлению семьи и школы. Реформа проводилась очень жестко, что естественно возбудил в обществе всеобщую ненависть к школе. В циркуляре Министра Народного Просвещения Н.П.Боголепова от 8 июля 1899 года, где говорилось об отчужденности семьи от школы, невнимании личным способностям учащихся, чрезмерной умственной работе учеников, несогласованности программ, плохом преподавании русского языка, русской истории и литературы, неправильном преподавании древних языков, плохой подготовке выпускников и неспособности их к учебе в университетах и высших училищах. Этим циркуляром министр создал комиссию для подготовки реформы средней школы. Учитывая все эти недостатки и развитие промышленности в стране была пересмотрена действующая система обучения в 1901 году. С 1902 года преподавание латыни в первых двух классах было отменено, а греческого - в третьем и четвертом, он стал языком необязательным. В гимназию был открыт доступ всем сословиям. Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней. Для пользования допускались учебники, лишь одобренные Ученым Комитетом Министерства. Экзамены проходили в устной и письменной форме. После выпускного экзамена выдавался аттестат зрелости. В 1905 году отменили экзамен по греческому языку. )

Конечно, были и учителя, относившиеся к своей работе формально, стремившиеся увлечь школьников своим предметом. (Конечно же, речь идёт о неформальном отношении учителей к своей работе). В городских и частных школах было по 4 урока в день, а в остальных по 6. Учебный год длился в городе в среднем 178 дней (1911 г.), 162 дня (1915 г.); в сельской местности 151 день. (Изучив недельное расписание отдельных гимназий, мы выяснили, что в средних классах гимназии у учащихся было по 29-30 уроков в неделю, то есть по 6 уроков в день при пятидневной учебной неделе, но в некоторых гимназиях занятия велись ежедневно, следовательно, при такой же недельной нагрузке у них было по 4 урока в день. Однако, в одном документе нам встретилась информация о том, что «гимназисты могут идти домой после 8-го урока». Обучение в гимназии длилось семь лет, в прогимназии - четыре года. Урок длился 75 минут, а с 27 сентября 1865 года - 60 минут. (В женской Мариинской гимназии в Казани : Занятия велись круглый год, исключая каникулярное время, с 15 июня по 15 августа, ежедневно по 4 урока длиной в час с четвертью, только между вторым и третьим ученицы получали желанные полчаса на отдых. День их был расписан по минутам: 8.30 - приход, переодевание на 1-м этаже, с отдельной вешалкой для каждой - и «подъем по светлым, прочным, изящным лестницам на 2-й этаж, в классы»; 8.45 - звонок, начало молитвы, «все попарно идут в верхнюю залу». Дежурная из старших классов внятно и отчетливо читает. Потом - чтение Евангелия и исполнение Гимна «Боже, Царя храни». Далее начинаются уроки. В 12 дня - перерыв, тот самый - для «завтрака, для беготни, для веселья, отдыха». Потом - классы искусств, видимо, в большинстве своем - из разряда «необязательных». Наконец, в 14.30 - конец всех уроков.) То есть от школьных уставов зависело и учебное расписание. Учебный год в сельских школах был короче, чем в городских. Ученики освобождались от занятий уже в мае на время летних полевых работ. Каникулярное время было небольшим. Учебный год в средних учебных заведениях начинался с 16 августа и длился по 1 июня, т.е. 240 дней.

В многонациональной России существовали и другие типы учебных заведений. Так, на Кавказе, в Поволжье, в Средней Азии среди народов, исповедовавших ислам, мусульманские школы - начальные - медресе и средние - мактабы, где обучали арабской грамоте и основам магометанской религии. Преобладала зубрежка и заучивание наизусть старинных религиозных книг и свободная дисциплина. Существовали главным образом при мечетях, содержались на средства населения и различные пожертвования. Учителя принадлежали к мусульманскому духовенству. Для подготовки из местных жителей служащих государственной администрации действовали русско-туземные школы (в Азербайджане и в Поволжье назывались русско-татарские), состоявшие из двух классов. В первом, русском классе русские учителя учили грамоте, арифметике, начальным сведениям по природоведению, русской истории, географии. Во втором, мусульманском классе местные учителя учили арабской грамоте и магометанскому вероучению. (Начальные мусульманские школы назывались не медресе, а мактабы. А средние школы, соответственно назывались медресе, а не мактабы. Дисциплина в данных школах была не свободной, а строжайшей).






Страница команды "Смайлики"

Главная страница Проекта "Век живи - век учи, или У нашей школы - юбилей"

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта