Команда Отечество города Городца Нижегородской области/Сетевой проект Святой витязь земли русской
Название командыДевизЗа Россию, за народ, за Отечество-вперед! Состав командыНаш колледж |
"Мы этой памяти верны" (Подготовительный этап)30 октября-9 ноября |
"Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)11-16 ноября
Визуализация эпохи Александра Невского. Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией? В отличие от завоеванных монголами стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья, имевших благоприятные природные условия для экстенсивного кочевого скотоводства, ставших территорией монгольских государств, Русь сохранила свою государственность. Зависимость Руси от ханов Золотой ирды выражалась прежде всего в тяжелой дани, которую русский народ был вынужден давать завоевателям. Получив представление о военных возможностях Руси и готовности русского народа отстаивать свою национальную государственность, монголо-татары отказались от прямого включения Руси в состав Золотой Орды и создания в русских землях своей администрации. В 1243 г. в ставку Батыя был вызван брат убитого на Сити великого князя владимирского Юрия Всеволодича Ярослав, которому после официального признания им вассальской зависимости от Орды хан вручил ярлык (грамоту) на великое княжение владимирское с признанием его «старейшим» князем Северо-Восточной Руси. Ярлыки на свои княжения получили и другие князья, прибывшие вслед за Ярославом в Орду и согласившиеся выполнить ряд унизительных, подчеркивающих их вассальную 'покорность хану, процедур. Сохранив в руках князей власть в их княжествах, ханы ограничились контролем за их вассальной верностью и деятельностью посылкой своих специальных представителей- баскаков. Новейшие исследования не подтверждают принятого ранее взгляда на баскачество как на военно-административную форму организации владычества монголов на Руси. Функции баскаков заключались в активном контроле за действиями князей. По доносам баскаков «провинившихся» в чем-либо перед ханом князей вызывали в Орду или же посылали на Русские земли карательную рать. Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси? После нашествия Русь попала в зависимость от монгольского государства, получившего в дальнейшем название Золотая Орда. Монголы были обессилены, а кроме того, русские земли, покрытые лесом, казались кочевникам дикими и непригодными для скотоводства. Поэтому Русь сохранила свои внутренние порядки, а ее зависимость ограничивалась выплатой дани, чрезвычайными поборами, а также назначением Великого князя Владимирского ханом, который становился для русских князей верховным сюзереном - "царем". От налогов освобождалось духовенство, врачи, ученые и нищие. К середине 13в. среди русских князей сложились две группировки. Одна выступила против признания зависимости от Орды.
В 30-е годы 13 века, накануне нашествия, Русь делилась на множество суверенных княжеств, иногда связанных военно-политическими договорами, иногда вассальной зависимостью. В общей сложности территории Древней Руси насчитывалось 18 крупных государственных образований, а если считать с вассальными княжествами, то около 30. При отсутствии политического единства, при неполном подчинении младших князей-вассалов старшим князьям, не было и единства военного. Поэтому монгольским ханам со своей великой армией, считавшейся наилучшей военной организацией мира в то время, не составило большого труда подчинить русские княжества и опутать их сложной административной системой. Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить дань – "выход". Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану. Русские князья были также ограничены в административных полномочиях, поскольку из Орды назначались собственные чиновники для вербовки воинов и сбора дани Для более успешного и скорого управления завоеванной страной, монголы применили тот же принцип деления населения, что и в своей армии. Каждому району соответствовала определенная сеть административных чиновников. Выход состоял из нескольких видов налогов, основным из которых являлась дань. Традиционные взаимоотношения между монархией, демократией и аристократией, как тремя элементами власти, были совершенно разрушены монгольским нашествием. Прежнее равновесие их исчезло. Одним из подтверждений этому может служить постепенное сокращение власти вече (одного из главных демократических институтов) и последующее его исчезновение. Князьям и боярам удалось приспособиться к требованиям завоевателей и установить с ними относительный мир. Горожане же и ремесленники особенно, вскипали негодованием при каждом очередном ограничении, вводимом новыми правителями. Поэтому монголы, со своей стороны, были полны решимости подавить сопротивление городов и ликвидировать вече как политический институт. Для этого, по всей видимости, они склонили русских князей к сотрудничеству, поскольку те сами опасались революционных тенденций вече в городах. Действия монголов по внесению раздора между князьями посредством перетасовки ярлыков на княжение, играя на политических амбициях последних – стали причиной, не "желая этого", кардинальных изменений в наследственной традиции. В Орде русские князья усваивали новые, неизвестные на Руси формы политического общения ("бить челом"). Понятие абсолютной, деспотической власти, с которой русские были знакомы лишь теоретически, на примере Византии, вошло в политическую культуру Руси на примере ордынского хана. Ослабление городов создавало возможность для князей самим претендовать на такую же власть и подобное выражение чувств подданных. В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем? Задача политического деятеля ХIII века формулировалась таким образом: поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла сохранить свое существование. Человеком, который принял на себя эту задачу, определил на будущие времена дальнейшее цивилизационное развитие страны, является в русской истории князь Александр Ярославич Невский. Победа в Ледовом побоище на Чудском озере 5 апреля 1242 года сделала князя Александра Невского самым уважаемым среди русских князей. При жизни отца Ярослава Всеволодовича Александру удалось уклониться от поездки в Орду. Став владимирским князем, Александр отдал Суздаль, Рязань, Новгород монголам для проведения переписи, сбора дани. В Новгороде и Пскове жители подняли антиордынское восстание. Жестоко подавив восстание, Александр привел жителей этих городов к покорности Орде. Александр Невский, балансируя между двумя силами, сделал цивилизационный выбор более слабого в пользу союза с Ордой против католического Запада.
Александр Невский в исторической науке был тем героем, той личностью, величина которой в большой мере зависела от внешне- и внутриполитической ситуации. Общерусский культ был установлен лишь в 1547 г., когда Московское государство, объединившись, настоятельно требовало и объединения русских святых. До этого культ Александра был невелик – святой княжеский, династический, был, если можно так сказать, на порядок ниже "первостатейных" святых: монахов, всю жизнь спасавшихся во Христе, праведников, или невинных, принявших мученическую смерть.По мнению Колотиловой С. И. новгородские и ростово-суздальские летописцы, как современники описываемых событий, по разному относившиеся к Александру, тем не менее не могли еще в полной мере понять значение деятельности князя.
Киевское государство начало распадаться в конце XI века. Возникало множество суверенных земель-княжеств: к середине XII века - пятнадцать, к началу XIII века их было уже около пятидесяти. Единое древнерусское государство исчезло. Не было единого центра власти. Процесс раздробленности большого раннесредневекового государства был естественным и определялся следующими причинами: развитием феодальных отношений, оседанием дружинников на землю, недостаточно сильным государственным началом, перемещением мировой торговли в Средиземное море, утратой Русью прежней роли посредницы между азиатским, греческим и европейским миром, опустошительными набегами кочевников на южнорусские земли, вызвавшие отток населения на северо-восток, развитием производительных сил (ростом городов). Европа также переживала полосу распада, раздробленности, но в ней потом возникли национальные государства. Можно предположить, что и древняя Русь могла бы прийти к аналогичному результату. В Новгороде и Псковской республике складывался класс собственников. С XI века Новгород превращается в метрополию: Карелия, Подвинье, Северное Поморье были колониями; осваивались Печерская и Югорская земли. Новгород играл роль торгового посредника между Востоком и Западом. Новгород был городом высокой Культуры, где широко была распространена грамотность. Об этом свидетельствуют берестяные грамоты, найденные археологами. Интересно, что грамотой владели как мужчины, так и женщины, велась любовная переписка. В условиях давления как с Запада, так и С Востока республика стремилась сохранить свою независимость. Велико значение в этой борьбе князя Александра Невского, проводившего гибкую политику уступок Золотой Орде и ведя активное сопротивление католичеству Запада. С.Соловьев писал: «Соблюдение Русской земли от беды на Востоке, знаменательные подвиги за веру и землю на Западе доставили Александру Невскому славную память на Руси». Однако сами новгородцы имели западнические настроения и осуждали Невского на уступки Золотой Орде.
|
"Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап «Александр Невский - полководец»)18-23 ноября
Как вы думаете, почему давление рыцарей - крестоносцев на Русь усилилось в начале 40- х годов 13 века? Пик агрессии западных соседей приходится на 13 век, когда Русь испытала страшный удар монголо-татар. Рыцари решили воспользоваться ослаблением русских земель и осуществить территориальные и и иные преобразования. Под воздействием папы римского Григория IX орден меченосцев был слит с Тевтонским орденом, отныне орден меченосцев стал считаться "провинциальным" (отделом Тевтонского ордена) и получил название Ливонского. Этот подновлённый орден стал основной силой при вторжении на Русь. При ослаблении Руси возобновились старые столкновения шведов и Новгорода из-за Финляндии. Шведские власти обратились к папскому престолу с просьбой о помощи. Папа Григорий IX повелел совершить крестовый поход против финнов и русских, пообещав участникам похода вечное блаженство.Собралось многочисленное ополчение искателей добычи. Укреплённые плацдармы, созданные ливонцами на северных и южных подступах к Новгороду, также способствовали усилению натиска крестоносцев в 40-х годах 13 века. Какие черты вы считаете наиболее существенными для характеристики Александра Невского как полководца? Князь Александр силен своею искреннею православною верой. Перед Невскою битвой он молился в храме святого Георгия в Ладоге. Князь был смелым человеком, и не прятался за спины дружинников. Он сражался в самой серцевине Невской битвы. Копьем он достал шведского королевича Биргера, окруженного своими рыцарями и ранил его. Схватки, возникавшие в ходе сражения, носили яростный характе, и даже сквозь предельно скупые рассказы о них проступает напряжение битвы, упорство и воинское умение, бесстрашие и удаль. Князь Александр усилил сторожевую службу в приграничье. Ижорским старейшинам князь вменил в службу постоянный дозор за морем и рекой, установил строгий порядок передачи важных сведений в Новгород. Молодой князь Александр спешил стриоить оборону, быстро становился не по годам предусмотрительным. Он хорошо понимал, что в будущих битвах стоять против врага Новгороду придется в одиночку. Одной из важных черт полководца Александра Невского была стремительность. Молодой и порывисты князь при приближении к устью Невы шведской флотилии, не стал медлить. Понимая, что в распоряжении имеются считанные дни, собрал княжескую дружину, усиленную ополчением из рядовых и знати, вышел в поход. За несколько дней все было готово к походу: люди, корабли, кони. Опыт в походах, воинское искусство дружинников, мужество и дерзость - вот черты, которые помогли князю и его немногочисленной дружине стать опасной для врага. Александр умело использовал стратегическую военную инициативу. Он умело упреждал действия врага, выбирал не пассивную оборонительную тактику, а наступательную и стремительную инициативу. Он срывал коварные замыслы врага на объединение сил (шведы хотели нападать одновременно с тевтонцами) внезапность и дерзостью. Постоянно заботился Александр о княжеской дружине, а также о том, чтобы Новгород мог выставить для защиты хорошо вооруженное ополчение. Боевое искусство новгородцев, как и во всей Руси, поставлено было крепко и основательно. Оно несло печать своеобразия, сразу замечавшегося иностранцами. Поэтому вооружение и свод боевых приемов, активно и постоянно применявшимися русскими воинами, в Европе называли коротко и ясно - "русский бой", "русский лад". Оружие русских воинов было многообразным и разнородным: копья, метательные дротики-сулицы, рогатина, меч, боевой топор, булава, кистень. Тело воина защищала кольчуга, шлем, кольчужная сетка-бармица. Князь Александр силен своею искреннею православною верой. Перед Невскою битвой он молился в храме святого Георгия в Ладоге. Князь был смелым человеком, и не прятался за спины дружинников. Он сражался в самой серцевине Невской битвы. Копьем он достал шведского королевича Биргера, окруженного своими рыцарями и ранил его. Схватки, возникавшие в ходе сражения, носили яростный характе, и даже сквозь предельно скупые рассказы о них проступает напряжение битвы, упорство и воинское умение, бесстрашие и удаль.
Эти две победы Александра Невского имели огромное значение для будущего развития Руси: они спасли Русь от порабощения немецким орденом и Швецией, которые шли на Русь, чтобы насильно насаждать католичество. Вообще значение всех побед Александра Невского: - рост авторитета и влияния Александра Невского - приостановлен натиск на восток - сохранена Православная вера. |
"Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)25-30 ноября ВОПРОСЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Русская Православная Церковь чтит подвиг православного воинства, разгромившего агрессоров в решающей битве на льду Чудского озера. Житие святого благоверного князя Александра Невского сравнивает победу в Ледовом побоище с библейскими священными войнами, в которых с врагами сражался Сам Бог. "И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божией, и обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они по воздуху", - повествует древнерусский летописец.
В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр Невский сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца, а также заложил основы взаимоотношений с Золотой Ордой.Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью. Александр Невский был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. При участии его сына Дмитрия Александровича и митрополита Кирилла была написана житийная повесть, получившая широкое распространение в более позднее время широко известной (сохранилось 15 редакций). В 1724 Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского — одну из высших наград России, существовавших до 1917. Во время Великой Отечественной войны в 1942 был учрежден советский орден Александра Невского, которым награждались командиры от взводов до дивизий включительно, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
Александр Невский канонизирован как благоверный князь. К этому лику святых причисляются миряне, прославившиеся искренней глубокой верой и добрыми делами, а также православные правители, сумевшие в своем государственном служении и в различных политических коллизиях остаться верными Христу. Как и любой православный святой, благоверный князь — вовсе не идеальный безгрешный человек, однако это в первую очередь правитель, руководствовавшийся в своей жизни прежде всего высшими христианскими добродетелями, в том числе милосердием и человеколюбием, а не жаждой власти и не корыстью.Вопреки расхожему мнению, что Церковь канонизировала в лике благоверных практически всех правителей Средневековья, прославлены были лишь немногие из них. Так, среди русских святых княжеского происхождения большинство прославлены в лике святых за свою мученическую смерть ради ближних и ради сохранения христианской веры.
|
"Солнце земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)2 декабря- 7 декабря
|
"Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)9 декабря- 14 декабря Вопросы для исследований
«Патриот, кто он?» Каждый, кто любит то место, где родился и вырос Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу. Готов стать на защиту Отечества Отстаивает престиж свой страны Знает государственную символику Готов отдать своей родине все силы и способности Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством Знает свой родной язык Знает историю своей страны, гордится своими предками. Патриотами не рождаются, ими становятся
Каждый человек, считающий себя настоящим патриотом, любит свою Родину и готов охранять и защищать ее в любое время. В России патриотизм всегда был консолидирующей силой для ее народов. Наше многонациональное государство в трудный момент объединяло под своими знаменами народы различной веры и национальности, которые всегда видели в России свою единственную Родину. Родина всегда одна. Человек, который заявляет, что у него две Родины или больше, — вовсе не имеет Родины, и у него нет патриотического духа.
|