Команда Лидер города Городца Нижегородской области/Сетевой проект Святой витязь земли русской

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Эмблема Александр Невский.jpg

Святой витязь земли русской

Название команды

Команда " Лидер "

Девиз

«Если быть, то быть лучшими!»

Состав команды

Таисия Малышева

Татьяна Калягина

Родионычев Роман

Шахов Александр

Наш колледж

ГБОУ СПО «Городецкий Губернский колледж» 

"Мы этой памяти верны" (Подготовительный этап)

30 октября-9 ноября

Создали личные страницы и страницу команды.

1. Команда заполнила входную on-line анкету

2. Команда обсудила стартовую презентацию

3. Загрузили статью в совместную on-line интерактивную газету «Патриоты земли русской» о Александре Невском.

4. Заполнили совместный документ «Кавалеры ордена Александра Невского» статьей о Евлине Василие Александровиче.

5. Выполнили рефлексию в блоге проекта

6. Команда заполнила Контрольный лист самооценивания: онлайн газета



"Не в силе Бог, а в правде" (1 этап «Эпоха Александра Невского»)

11-16 ноября

Вопросы для исследований

Чем отличалось господство монголов над Русью от их господства над Средней Азией?

Господство над Русью

С 1257 г. мы и можем считать полное установление татарской власти над русской землей.Но прежде чем была организована целая система золотоордынского властвования, между Русью и Золотой Ордой непосредственно вслед за покорением устанавливались отношения господства и подчинения, хотя и не успевшие вылиться в законченные формы.Завоеванные татарским войском русские земли не вошли непосредственно в состав Золотой Орды. Золотоордынские ханы рассматривали русские земли как политически автономные, имеющие свою собственную власть, но находящиеся в зависимости от ханов и обязанные платить им дань ‘выход’.Русские феодальные княжества стали в вассальные отношения к хану. Зависимость от ханов выражалась в том, что русский великий князь садился на своем столе ‘пожалованием царевым’, т. е. ханским. Это делалось от имени хана либо митрополитом русским, либо уполномоченным ханским. Посаженный на стол от имени хана князь ставился в то же время под контроль ханской власти. Это относится уже не только к великому князю, а и к другим князьям. Контроль этот осуществляли баскаки. Курский баскак Ахмат держал баскачество курского князя, другие по другим княжениям. Об этих баскаках Никоновская летопись говорит, что ‘сии велицы бяху’. В повести о мучении князя Михаила Черниговского сказано, что Бату поставил наместников и властителей по всем городам русским. Известие повести подтверждается и Никоновской летописью, где под 1262 г. говорится о том, что по всем городам Батый и сын его Сартак посажали властей. В Новгородской I летописи и Софийском временнике под 1269 г. отмечается факт прибытия в Новгород владимирского князя Святослава Ярославича с полками владимирскими- с ними прибыл ‘баскак велик Володнмирьский именем Амраган’. С. М. Соловьев считает, что это последнее упоминание о баскаках на севере- на юге, в Курске, последний раз о баскаке говорится под 1284 г. С. М. Соловьев по этому поводу замечает: ‘ясный знак, что на севере баскаков больше не было, иначе летописи не могли бы умолчать о них в рассказе о событиях, в которых татары принимали важное участие’. Но уже с конца XIII в., точнее с первой половины XIV в., татарские баскаки исчезают. Сбор татарской дани возлагается на русских князей под ответственностью великого князя.

Господство в Средней Азии

Монгольское завоевание Средней Азии проходило в два этапа. В 1218 году монголы разгромили своего старого противника Кучлука, ставшего незадолго до этого гурханом Кара-киданьского государства, причём кара-киданьская территория была поделена между Монгольской империей и Хорезмом. К осени 1219 года началась война с Хорезмом, которая продолжалась до весны 1223 года. В этот период была завоёвана основная часть государства Хорезмшахов от Инда до Каспийского моря. Последний Хорезмшах Джелал ад-Дин Манкбурны, ещё несколько лет оказывавший сопротивление монголам, в конце концов был побеждён и погиб в 1231 году.

Как повлияло монгольское иго на экономическое развитие Руси?

Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, разрушило ее сельское хозяйство,подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, пришло в упадок прикладное искусство. Нанесен был удар торговым связям Руси с Западом,торговые вязи с зарубежными странами сохранились лишь у некоторых городов.

Каково влияние монгольского ига на политический строй Руси?

Татаро-монгольское иго изменило все. Пришел конец участию народа в политической жизни. Уничтожение городов с их богатыми традициями самоуправления, массовые убийства их жителей, которые могли помнить эти традиции, привели к полному отмиранию традиций вече как формы волеизъявления народа, как в Юго-Западной, так и в Северо-Восточной Руси. Города восстанавливали князья, и именно князья устанавливали теперь в них правила. Изгнание князя, получившего ярлык от хана на владение городом, стало просто немыслимо. Это грозило карательным походом татар. В ходе татарского нашествия было уничтожено большинство русских дружинников.

Изменились междукняжеские отношения, так как каждый из князей был занят восстановлением своей "отчизны", а о "братьях" и не вспоминал. Да и какой смысл вспоминать о былом единстве, избрании великого князя, когда бывшая столица - Киев лежит в развалинах, править в ней никто не хочет. Какой смысл было говорить о "распределении уделов", когда князья получают ярлыки на княжение из рук хана. Русь окончательно распалась и единственное, что объединяло теперь русских князей - общая зависимость от Золотой Орды. Среди евразийцев бытует мнение, что это позволило Руси объединиться. Это неверно. Татары всеми силами препятствовали объединению Руси. Они перекраивали политическую карту Руси, мешали усилению того или иного князя, разжигали соперничество и распри между русскими князьями за ханский ярлык на княжение. Всех объединял только общий страх перед новым нашествием татар.

В чем сущность цивилизационного выбора Руси в ХIIIв. и какова роль Невского в нем?

Пожалуй, именно в те страшные для Руси годы был сделан окончательный выбор между двумя социо-культурными моделями развития: между Востоком и Западом, между Азией и Европой. Этот выбор предопределил последующие изменения, которые успели не только наметиться, но и получили дополнительный импульс извне. Через 300 лет эти изменения получат логическое завершение в крайних формах деспотического правления далекого потомка Александра – Ивана IY. …Пытаясь переложить ответственность за всю дальнейшую судьбу страны на одного человека, мы как-то забываем, что он в своем решении нашел понимание и поддержку пусть не у всех современников, зато почти у всех потомков. Что же «внутри нас» заставило сделать такой выбор? Прежде всего не будем забывать, что Русь ХIIIв. - общество традиционное. И любая попытка изменить привычный ход вещей неизбежно воспринимается трагически, ставит под вопрос само существование мира, в котором живет человек. Большей угрозой для жителей Северо-восточной Руси виделись представители западно-европейской цивилизации, нежели захватчики, пришедшие с Востока. Рыцари Ордена несли с собой новую новую жизнь. Было ясно, что вместе с ними шел новый закон, новый городской быт, новые формы власти…Европейские рыцари несли новую идеологию – католическую религию. А католики были нетерпимы к своим православным братьям во Христе… … Монгольские ханы старались не вмешиваться во внутренние дела без особых на то причин… Реальная власть продолжала оставаться в руках своих князей, пусть и получавших теперь ярлык на княжение из рук монгольских ханов. Зато жизнь осталась прежней, хотя и более тяжелой. Но самое главное – монголы проявляли прямо-таки завидную веротерпимость. Так что выбор князя невозможно рассматривать лишь как акт личной воли князя. За ним стояли вполне реальные интересы народа и его психологические и возможности, независимо от того. Понятны ли они нам и считаем ли мы их достаточными для столь ответственного решения. … Александр в годы ордынского нашествия понял простую истину: помогая Орде грабить и угнетать свой народ, можно получить кое какие выгоды и для себя. Позднее по этому пути пойдут и его потомки.

Визуализация эпохи Александра Невского.

Проект Лидер.jpg

"Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет" (2 этап "Александр Невский - полководец")

18-23 ноября

Вопросы для исследований

Как вы думаете, почему давление рыцарей - крестоносцев на Русь усилилось в начале 40- х годов 13 века?

Уже в 20-30 годы 13 века зафиксированы частые нападения литовцев на земли Новгорода, Полоцка, Смоленска. Особенно эта политика усилилась по отношению к раздробленной Руси, подвергшейся двум татарским нашествиям. Если в начале двадцатых годов литовские нападения на Русь выливались в набеги с целью захвата пленных и разграбления деревень, то с1238 года, когда правителем стал Миндовг (Миндаугас) началась настоящая экспансия Литвы. В 1245 году произошло крупнейшее по тому времени и самое решительное литовское вторжение в русские земли. Начавшееся как набег оно переросло в грандиозный поход на восточные и южные районы Новгородской земли. В 1248 году литовское вторжение повторилось. Продолжить активные территориальные завоевания на Руси Литве помешал Немецкий орден, который с окончанием завоевания Пруссии, начал военные действия против языческой Литвы. В 1283 году начались походы ордена в Жемайтию. В следующем году был совершён поход на Гродно и его окрестности. Только за пять лет (1290-94) было совершено восемь крупных походов. В ответ на это Литва перенесла свои усилия на запад, Это послужило перерывом в литовском натиске на восток. С 1269 по 1306 годы Литвой было совершено 16 походов на Ливонию, 9 походов в Пруссию и только 5 на Русь.

Какие черты вы считаете наиболее существенными для характеристики Александра Невского как полководца?

Блестящий полководец, талантливый дипломат, искусный политик - все эти качества присущи Александру Невскому, что и подтверждается его историческими свершениями. Он одерживал победы там, где был необходим яркий талант (Невская битва, Ледовое побоище), он умело угадывал желания ордынцев, чтобы не дать им повода для погромных нападений на Русь. Он успокаивал ханов, если они решались на такие погромы (вспомним последствия попытки сбора дани ордынцами в некоторых городах, когда сборщики дани были перебиты гордыми русскими людьми). Ему также удавалось успокаивать русских людей, когда они перечили Золотой Орде и не выплачивали ей дань, что могло навлечь огромные неприятности на русскую землю, если бы не Александр Невский. Все это было мотивировано одной целью: спасти русский народ, русскую национальность от уничтожения. И Александру Невскому это удалось.

Какое значение имели победы Александра Невского?

Обе победы Александра Невского над шведами и немцами – замечательны не только близкими, но и дальними результатами. В чем заключались дальние результаты? После нашествия Батыя и сожжения Киева и других южных русских городов Русь лишилась выхода к Черному морю. Для торговли со странами Западной Европы, для связи с ними оставалось лишь Балтийское море. Если бы Александру не удалось разбить шведов, если бы они закрепились на берегах Финского залива и в устье Невы, то и этот путь для русских был бы закрыт. Победа в Ледовом побоище тоже служила безопасности торговых путей Руси на Балтике. Она же приостановила продвижение германцев на восток в земли славян и прибалтийских народов. Но и этим не исчерпывается значение побед Александра Невского. Они дали русскому народу уверенность в своих силах, звали на борьбу с татаро-монголами, в разных землях Руси простые люди, вопреки своим князьям, нападали на ханских сборщиков дани, поднимали восстания против жестоких поработителей. Битвы на Неве и Чудском озере издалека готовили битву на Куликовом поле.

on-line лента времени «Невская битва» и «Ледовое побоище»

[ http://www.dipity.com/taisija/personal/]

"Святый благоверный княже Александре Невский, моли Бога о нас!" (3 этап «Александр Невский - святой»)

25-30 ноября

*Почему победа над крестоносцами имела не только военно-политическое значение, но и духовное?

Русская Православная Церковь чтит подвиг православного воинства, разгромившего агрессоров в решающей битве на льду Чудского озера. Житие святого благоверного князя Александра Невского сравнивает победу в Ледовом побоище с библейскими священными войнами, в которых с врагами сражался Сам Бог. «И слышал я это от очевидца, который мне рассказал, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил их помощью Божией, и обратились враги в бегство, и гнали их воины Александровы, словно неслись они по воздуху», — повествует древнерусский летописец. Ледовое побоище стало началом многовековой борьбы Русской Православной Церкви с католической экспансией.


*С чем связана канонизация Александра Невского в 16 веке?

Рост его почитания наблюдается в первой половине XV века в Новгороде. В первой половине XVI века известный церковный писатель Пахомий Серб составил канон Александру Невскому, а на Соборе 1547 года Русская Православная Церковь причислила князя, на основании разысканий о чудесах, им творимых, уже к лику общерусских святых как нового чудотворца. К этому событию по приказу митрополита Макария для составляемых Великих Миней Четьих было написано и первое каноническое житие святого князя Александра Невского на основе хорошо известного с конца XIII века его княжеского жизнеописания

*Каково значение святого благоверного князя Александра Невского для современного православия?

Александр Невский не был предан забвению только благодаря радикальному идеологическому повороту середины 1930-х, объявившему советский патриотизм новой пропагандистской доктриной. Наряду с другими историческими личностями дореволюционной российской истории Александр был полностью «реабилитирован» в 1937 году. Будучи до этого гонимым, теперь он стал выдающимся деятелем истории СССР. Одним из важнейших моментов этой «реабилитации» стал фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938). Он оказался до такой степени актуальным накануне войны, что не был допущен к показу. И лишь после начала Великой Отечественной войны он вышел на экраны страны. Обращение к русским патриотическим, в том числе православным церковным, традициям играло чрезвычайно важную роль в годы Великой Отечественной войны. В советских Вооруженных силах были учреждены ордена в честь знаменитых русских полководцев. В апреле 1942 года в СССР прошло всенародное празднование 700-летия Ледового побоища. К этому событию были написаны известные полотна П.Д. Корина и В.А. Серова. В советской прессе было опубликовано значительное количество материалов, посвященных событиям 1242 года, целью которых были подъем и поддержание патриотического настроения в рядах красноармейцев и мирного населения. Были выпущены почтовые открытки и расклеены плакаты с изображением князя Александра Невского. А 29 июля был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении (по сути – восстановлении) ордена Александра Невского.

  1. Мы прошли по ссылкам и расшифровали QR код
  2. Мы отметили места земной памяти Благоверного князя Александра Невского на карте Googleи проложили наиболее оптимальный маршрут следования по местам земной памяти Александра Невского Святой Александр Невский


"Солнце земли руссской" (4 этап «Александр Невский - имя России»)

Участие во флешмобе. Флешмоб александр невский.jpg

Александр Невский в Городце

"Я люблю тебя, Россия" (заключительный этап «Мы – патриоты России»)

  • Что значит сегодня быть патриотом?

Патриот кто он- Лидер.jpg

  • В чем должен проявляться патриотизм?

Патриотизм проявляется в способности испытывать возвышенные чувства к собственной стране, к ее природе, культуре. Эти чувства проявляются в переживаниях, сопричастности, эмоциональных откликах на происходящие события. Патриотизм как чувство любви к Родине, готовность служить ее идеалам можно отнести к высшим чувствам, причисляемым к духовным ценностям. Чувство патриотизма делает человека активным, готовым отстаивать дорогие его сердцу ценности. Чувство патриотизма как и другие светлые чувства является необходимым условием развития и становления человека как личности. Ведь формирование чувств идет через осмысление и освоение определенных ценностей общества, а также через творческое открытие человеком новых ценностей. Происходит духовное совершенствование личности. Поэтому патриотом быть выгодно.

  • В совместной on-line газете ответили на основополагающий вопрос проекта. При этом кроме текста мы разместили видео, созданное на 4 этапе.
Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта