Кейс: Проект Гений места

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Ages 14, 15, 16
FieldActivity Innovative Designer
AcademicSubject Информатика, Искусство, История
LearningMedia Google

"Гений места" - международный образовательный проект, реализованный 9-23 сентября 2011г в Государственном музее-заповеднике «Михайловское» с участием учителей и учащихся Таллиннской центральной русской гимназии, школы №26 г.Москвы и Санкт-Петербургской гимназии № 209.

Логотип проекта "Гений места"

Содержание

Аннотация проекта

Описание проблемы

Проект направлен на решение актуальной для школ проблемы:

  • существующая практика посещения организованными группами школьников музейных мест не приносит желаемого образовательного результата: экскурсионные программы нацелены на сообщение знаний, что не вызывает у школьников эмоционального отклика, интереса и желания возвращаться на исторически значимые места;
  • образовательный потенциал среды природно - культурного музейного комплекса педагогами часто рассматривается исключительно с позиции своей учебной дисциплины;
  • пространство естественной среды “вне стен классной комнаты” не воспринимается учащимися как образовательное, требующее как предметных знаний, умений и навыков, так и метапредметных компетенций.
На фотографии участники разновозрастной и "разношкольной" команды на этапе Большой игры в усадьбе Петровское. Проект "Гений места", 22 сентября 2011г


Задачи проекта

Одна из первостепенных задач проекта "Гений места" - разработка и реализация на практике новой концепции образовательного туризма, посещения группами школьников памятных и музейных мест, связанных с программой общеобразовательных учебных предметов. Ученики и учителя выходят за стены школы и классной комнаты и организуют повсеместное обучение с использованием компьютерных технологий в условиях природно-культурной среды Пушкиногорья.

Учителя - организаторы проекта поставили перед собой задачу - разработать и опробовать на практике новую модель обучения вне стен классной комнаты с использованием технологии 1:1, в которой компьютер является повседневным средством обучения и необходимым инструментом, позволяющим обеспечить совместное проектирование с участием учителей - представителей школ из разных городов/стран, а также организовывать учебную деятельность учащихся этих школ через сетевую коллективную работу и повсеместное обучение в условиях природно-культурной среды.

9-23 сентября 2011г в Государственном музее-заповеднике «Михайловское» состоялась осенняя образовательная практика учащихся Таллиннской центральной русской гимназии, школы №26 г.Москвы и Санкт-Петербургской гимназии № 209. Именно в Пушкиногорье впервые очно встретились участники проекта (15 учителей и 65 учащихся), которым предстояло совместно прожить 4 полных игровых дня и проверить на жизнеспособность все, что было задумано в заочном проектировании. Разные педагогические традиции и ценности, жизненный и профессиональный опыт, разный возраст детей, которым предстояло работать в смешанных командах, - все эти “разности”, с одной стороны, составляли содержательное многообразие проекта, но с другой стороны, представляли определенные риски. Организаторы проекта убеждены, что именно предварительная работа в Сети по согласованию видения и целей проекта помогла преодолеть эти риски. Реализовать задуманное, преодолев учительскую разобщенность, получилось! И в этом тоже - уникальность нашего проекта.

Погружение в русскую историю и культуру – основная идея учебной практики. Учебная деятельность разворачивалась на территории усадеб заповедника: Михайловское, Петровское, Тригорское, на Савкиной горке, в деревне Бугрово. Программу проекта составляли две образовательные игры в парках (квесты “Большая Михайловская игра” и “Игра в Тригорском”), уроки в усадьбе Петровское (“Геометрия Петровского парка”, “Родословная”, “Путешествие натуралиста”), урок математики в деревне Бугрово, мастерские, подготовленные сотрудниками заповедника «Михайловское» и преподавателями школ-партнеров. Совместное проживание и особым образом организованная коллективная учебная деятельность (образовательной игры) – такова методическая основа организации учебной практики. Участники проекта, работая в командах, учились работать в блоге, ориентировались на местности, восстанавливали с помощью схем и рисунков объекты музеев и парков, рисовали круговую панораму, проводили биологические опыты и эксперименты, работали с текстами А.С.Пушкина, инсценировали “Сказку о царе Салтане”. Ученики также имели возможность поучаствовать в программе доброхотства – трудовой помощи заповеднику.

Материалы проекта

  • Сайт проекта [1]
  • Визитная карточка проекта «Гений места» [2]
  • Программа проекта “Гений места” [3]
  • План совместного проектирования [4]

Этапы проекта

Подготовительный этап: сопроектирование

Для обеспечения взаимодействия всех участников, живущих в разных городах и странах, на предварительном этапе активно использовались современные средства коммуникации: SKYPE, чаты, общение по электронной почте, и, самое главное - среда для совместного редактирования и публикации документов Googledocs, в которой были разработаны все основополагающие документы проекта и учебные материалы. Для организации пространства сопроектирования и обучения учителей, публикации созданного, а также в качестве электронной среды обучения для учеников, использовался сайт проекта “Гений места”, созданный на базе сервиса Google Sites https://sites.google.com/site/pushkinomorje/ На подготовительном этапе были спроектированы учебные ситуации (кейсы), которые затем использовались как в играх на местности (кейсы повсеместного обучения), так и в дистантной части проекта. В качестве пробной игры на местности был спроектирован “Практикум в парках”, реализованный позже, как самостоятельный этап проекта. С основными задачами и этапами проектирования можно ознакомиться по ссылке: http://goo.gl/UkFpz


Погружение в проект (дистантный этап)

Учебная деятельность на данном этапе проекта была организована как в урочном предметном преподавании, так и в электронной среде. В течение первых трех недель сентября уроки и внеклассная деятельность в трех школах были по возможности синхронизованы, поскольку должны были соответствовать образовательным целям проекта, коллективно разработанным учителями. В дистантной части проекта приняло участие более 150 учащихся, которые в составе ученических команд (всего 31 команда) выполняли творческие и исследовательские задания. Цель дистантного этапа - подготовка учащихся к очной образовательной практике в Пушкиногорье, погружение в контекст проекта. Погружение осуществлялось через выполнение заданий по творчеству, биографии А.С.Пушкина и истории Пушкиногорских мест. Одновременно происходило знакомство учеников друг другом: они учились общаться с другими командами при помощи современных средств коммуникации, публиковать продукты учебной деятельности в электронной среде.


Практикум в парке

Обсуждение игры в Михайловском, учителя школы №26 г.Москвы и Санкт-Петербургской гимназии № 209

Игры в парках - одна из многих возможностей организовать обучение “вне классной комнаты”. Даже если у вас нет GPS-навигаторов, нетбуков и других электронных гаджетов, "кейс в парке" может вполне соответствовать всем критериям обучения за пределами класса и школы. Разумеется, такой кейс должен быть хорошо спланирован, учитывая все риски выхода с детьми на открытое пространство. В нашем проекте практикум в парке является одним из наиболее успешных и проработанных образовательных кейсов. Суть игры заключается в передвижении команд учеников по парку с использованием плана, карты-схемы и выполнении заданий, "привязанных" к объектам места, исследуемого в процессе игры. Практикум проходил 15 сентября 2011 года одновременно в трех парках (см. кейс “Практикум в парке” http://goo.gl/5uOvH):

Рабочие листы и сценарии осенних парковых практикумов:


Отчеты о практикумах в парках


учителя Таллиннской центральной русской гимназии

Очный этап: осенняя образовательная практика в Пушкиногорье

Основу практики составили образовательные игры в усадьбах музея: Михайловском, Петровском и Тригорском. Основной принцип учебной деятельности - самоорганизация учащихся в смешанных разновозрастных группах. Учащиеся выполняли задания, размещенные в электронном виде на нетбуках Classmate. Старт очной части начался с игр на командообразование, погружения в содержательный контекст практики (игра по созданию “бумажного блога”), которые проводились на территории гостиничного комплекса “Арина Р.”. Помимо квестовых игр и уроков в Петровском, участниками проекта, учителями и сотрудниками музея-заповедники, были организованы мастерские на территории этнографической деревни Бугрово. Обязательным ритуалом было посещение участниками организованного в гостинице вечернего кинопросмотра с последующим обсуждением фильмов - экранизаций произведений А.С.Пушкина. В ходе практики также состоялись ночной поход на Савкину горку и посещение Святогорского монастыря. Подробная программа пушкиногорской практики: http://goo.gl/xvph4

Заключительный этап (дистантный)

Подведение итогов и рефлексия участников проекта (как учителей, так и учащихся) проходили в Сети в период 24.09-15.10.2011. Подведение итогов было организовано с использованием форм Google (опросники обратной связи, совместные документы). Также были продолжены встречи учителей в SKYPE. На одной из таких встреч и прозвучала идея о том, чтобы издать материалы проекта. К продуктам проекта “Гения места” можно отнести описание учебных практик в виде кейсов, оформление материалов и портфолио проекта http://goo.gl/D06EM. У авторов и участников сетевого проекта есть надежда, что проект “Гений места” окажет влияние на развитие инновационной идеи образования вне классной комнаты.

Ссылки по теме

  • Обучение вне стен классной комнаты - кому и зачем это нужно? [5]
  • Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". Сопроектирование [6]
  • Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". О целях... [7]
  • Обучение вне стен классной комнаты. "Гений места". О принципах коллективной работы.... [8]
  • Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Classmate.[9]
  • Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Игры в парке.[10]
  • Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Бумага или цифра? [11]
  • Обучение вне стен классной комнаты. Гений места. Wiki-текст.[12]


Дополнение страницы

  Возрастная категория
Кейс: Проект Гений места 14
15
16

Персональные инструменты
Инструменты