Как беломедвежья тема отражается в культуре

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск


Авторы статьи: Агельярова Мария ( 5 В класс), Хомяков Максим (5 Б класс), Шептицкая Ирина (5 Б класс)

Наши руководители: Корявикова Неля Тариэловна, Шептицкая Жанна Владимировна

МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина, город Смоленск


КАК БЕЛОМЕДВЕЖЬЯ ТЕМА ОТРАЖАЕТСЯ В КУЛЬТУРЕ


Содержание

Введение

Белый медведь в культуре..jpg
Белый медведь - один из наиболее крупных сухопутных хищников. Очень часто пути человека и белого медведя пересекаются, при чём не только в природе. Он является главным героем фольклора народов Крайнего Севера, прикладного искусства, произведений художественной литературы, изобразительного искусства. Некоторые аспекты отражения беломедвежьей темы в культуре мы осветим в своей статье.


Изобразительное искусство

Наскальные рисунки - это огромный пласт культуры, относящийся к Древнему Миру. Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать - десять тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее, он создавал великолепные росписи [1]. Изображения белого медведя найдены,
Наскальные рисунки белый медведь.jpg
среди замечательных наскальных рисунков, недавно обнаруженных на Чукотке и относимых к периоду от 3000 до 1500 лет тому назад.[2] Статуэтка белого медведя, сделанная из моржового клыка, была обнаружена и при раскопках поселения древних людей на мысе Баранова, восточнее устья Колымы .
Прикладное искусство арктика.jpg
Логичным развитием наскальной живописи являются различные народные промыслы народов Крайнего севера. Изображение белого медведя можно встретить в вышивках и аппликациях на одежде, уникальных художественных панно, а также в скульптурах из камня, бивней и кости. Относительно молодой данный вид творчества, однако, имеет почти трехвековую историю. В результате появления специального промысла по добыче мамонтовых бивней и благотворного воздействия высокоразвитого искусства холмогорских резчиков, зарождение его в XVIII веке произошло на основе художественных традиций народов Севера и, прежде всего, орнаментальной резьбы по дереву. Десятки гравиро­ванных клыков хранятся в музеях нашей страны и за рубежом. Каждый гравированный клык — произведение уникальное. На клыках можно увидеть всевоз­можные характерные для полярной жизни сцены. [3]

Устное народное творчество

Вместе с развитием человеческого общества стали возникать предпосылки для возникновения религии. Первоначальная вера в сверхъестественные силы привела к появлению у ряда народов тотемов. Для современного человека несколько стран­но просить у тотема поддержки, а раньше считалось, что тотемное животное может защищать человека и, более того,— помогать в достижении целей. Именно белый медведь, согласно зороастриз­му, является символом той территории, где позднее возникло российское государство. Этот тотем олицетворяет в календа­ре Север как страну света, а у нашей страны — самая большая береговая линия, обращенная к Северному Ледовитому океану. [4] Как считают шаманы, одним из характерных признаков наличия у человека тотемного животного является то, что животные из этого рода принимают его как своего. Например, если у человека тотемное животное медведь, то медведи его не тронут, а сочтут своим. Обожествление белого медведя человеком продолжилось в проведении всевозможных религиозных обрядов и праздников.
Белый медведь праздники.jpg
Например, у народов, населяющих Чукотку, до сих пор существует Праздник Белого медведя, символизирующий окончание охоты на этого животного, он проводится зимой или весной.[5] Медвежий праздник народа манси проводится обычно в доме охотника, убившего медведя. Если был убит самец, праздник продолжается пять дней, если самка — четыре.[6] Человек передавал свои знания о белом медведе из поколения в поколение, рассказывая различные мифы, легенды, притчи. Вот пример одной из таких притч: "Путь на север":

Белый медведь шёл на Север... Он шёл на Север так: несколько шагов на Север, потом столько же шагов на Юг и опять столько же шагов на Север. Очень сложный, неровный путь... В прежние времена он шёл на Север не так. Он шёл прямо, никуда не сворачивая, потому что путь ему не преграждали железные прутья. А теперь, когда со всех сторон железные прутья, приходится всё время сворачивать: несколько шагов на Север, несколько шагов на Юг... Приходится идти на Юг, чтобы иметь возможность пойти на Север... Сколько он помнит себя, он всегда шёл на Север, потому что такова была его цель, данная ему от рождения. А когда имеешь большую цель, тут уже ничто не может остановить, никакие железные прутья. Со стороны может показаться, что ты топчешься на месте. Но так может показаться только тем, для кого безразлично, куда идти, кто ходит по земле без всякой цели. И они не поймут, что путь на Юг тоже может вести на Север, - если ты, конечно, стремишься на Север... Путь на Север - это очень длинный путь, и он не помещается в тесной клетке. Его можно только смотать в клубок, чтобы потом разматывать, разматывать: Север-Юг, Север-Юг... до конца жизни разматывать: Юг-Север, Юг-Север... Потому что, когда имеешь такую дальнюю цель, к ней необходимо двигаться, постоянно двигаться, - какие бы преграды ни встали у тебя на пути. Ведь, истинное твоё существо не здесь, а там, у этой цели, и, двигаясь к ней, - ты движешься к себе и находишь себя - не такого, каким отправился в путь, а совсем другого и небывалого. Север-Юг... Юг-Север... Путь к себе - это очень далёкий путь, и он не станет короче оттого, что его втиснули в клетку. [7]

Художественная литература

Из фольклора народов Крайнего Севера белый медведь плавно перебрался в произведения художественной литературы. Особенно часто белый медведь становится героем произведений для детей.
Белый медведь фрам.jpg
Так румынский писатель Чезар Петреску (1892-1961) написал прекрасную книгу для детей «Фрам - белый медведь» (1932), соединяющую реализм и сказочность. Полярный медвежонок, найденный одним из участников экспедиции Нансена, становится знаменитым артистом цирка. Без дрессировщика он придумывает новые трюки и отрабатывает свои номера. А потом Фрамом овладевает ностальгия... Хозяин цирка помогает медведю добраться до страны льдов, но тут его постигает горькое разочарование. Цивилизованный Фрам не может приспособиться к жестоким законам борьбы за существование и возвращается к людям. Главная тема повести «Фрам - белый медведь» - взаимоотношения людей и животных - решается в сказочно-утопическом плане. А Джеймс Крюс стал автором целой серии "полярных рассказов": например, рассказ "Про медведя на пингвиньем пиру" [8] Повесть известного шведского писателя Ульфа Старка "Пусть танцуют белые медведи"
Белый медведь книга.jpg
рассказывает об обычном подростке Лассе: он не блещет в учебе, ходит в потертых брюках, слушает Элвиса Пресли и хулиганит на улицах. Но однажды жизнь Лассе круто меняется. Он вдруг обнаруживает, что вынужден делать выбор между новым образом примерного мальчика с блестящими перспективами и прежним Лассе, похожим на своего "непутевого" и угрюмого, как медведь, отца. И он пытается примирить два противоречивых мира, найти свое место в жизни и - главное - доказать самому себе, что может сделать невозможное... Кроме прозы о белом медведе написано много стихотворений различными авторами. [9] Белые медведи нередко становятся героями театральных постановок,[10] пьес. Наиболее известной пьесой о белом медведе по праву считается пьеса И.Л. Сельвинского «Умка — Белый медведь», которая была закончена на борту «Челюскина». В ней автор поднимает тему интернационализма, развития малых народов. Руководитель экспедиции О.Ю.Шмидт услышал в пьесе «изумительные по мастерству и силе стихи» (Комсомольская правда, 1935 г.). Пьеса была сразу же после возвращения автора поставлена в Москве и Ленинграде и оценена как одно из «крупнейших явлений советской поэзии последних лет» (Литературный Ленинград, 1936 г.). И сегодня данная пьеса остаётся актуальной. Ведь это современная притча о единстве мира, рассказанная простым и понятным языком. [11]


Кинематограф

Возникновение кинематографа позволило перевести белого медведя со страниц книг на экран, сделать его ещё более популярным. Современным детям доступно для просмотра огромное количество мультипликационных фильмов. В их числе есть и такие, где главным героем является белый медведь. Например, российский мультфильм о двух медведях: буром Потапе и белом Тундре, и еще пингвине по имени Кука, цыпленке по имени Цыпа, и драконе Примусе. Тундра то и дело что-то придумывает, изобретает, а Потап потом все ремонтирует и ставит по своим местам. С нашими героями не соскучишься и в серии "Ломастер", и в "Туристе",
Белый медведь элька.jpg
и в серии про "Аллергию", которая только увидела шприц сразу и прошла, и от кого пошли все звери от волка или от медведя, и про лень, и чем заняться в дождливый день, и о гипнозе и гипнотизере, и о подарке, хотя Потап ждет на день рождения малинку, а они подарят рыбку, которую сами и поймают, если правильно выберут наживку, или подарят инопланетянина, ведь наверное ему еще не дарили инопланетян, но на что они клюют? А как Цыпа умеет портить любимые картины Потапа, а Тундра их рисовать, да еще и Цыпу учить рисованию. Ну подумаешь, вышел не бурый, а белый медведь...[12] Главный герой мультфильма "Приключения Эльки и его друзей" - белый медвежонок. Накануне Нового года Элька находит возле своего дома волшебный тоннель дружбы, пройдя который можно попасть с Южного полюса на Северный, и наоборот.
Белый медведь кино.jpg
Так Элька и нашел себе подругу, которой вряд ли может похвастаться другой медвежонок - пингвиниху Ташу. Вместе с ней мишка отправляется спасать Антарктиду от недобрых людей, которые зачем-то крадут и вывозят снег...[13] Огромное количество научно - популярных фильмов о белом медведе, снятых кинематографистами разных стран мира, позволяет получить полное представление о повадках, характере, образе жизни этого полярного хищника.[14] Как правило, для документальных съёмок используют замаскированные камеры (камеры - поплавки, камеры - снежки, ...).[15] Одним из немногих документальных фильмов, приближенным по качеству съёмки к художественному фильму, является снятый в 1975 году фильм "Белый медведь". В нём рассказывается об экспедиции на один из островов архипелага Земли Франца-Иосифа - остров Чампа, с целью изучения жизни и повадок белых медведей. Медвежонок Айка родилась в зоопарке, и вот она оказывается на родине своих предков. Сможет ли она жить на воле? [16] Но, несмотря на то, что медведь и человек могут существовать рядом достаточно мирно, белый медведь был и остаётся хищником, который живёт по законам природы. [17]


Заключение

В своей статье нами была рассмотрена лишь небольшая часть "культурной" жизни белого медведя. Но и рассмотренных направлений культуры вполне достаточно для того, чтобы увидеть насколько многогранен мир белых медведей, которые всё чаще становятся зависимыми от человека. И долг каждого человека - внесение посильного вклада в дело охраны белых медведей.

Литература

1. Википедия [[18]]

2. Уроки МХК в школе [19]

3. Обряды и праздники народов Крайнего Севера [20]

4. Мифы и легенды северных народов [21]

5. Фильм "Белый медведь" [22]


МЕТКА: Проект Арктика

Персональные инструменты
Инструменты