История закрытия храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокровское Ветлужского района Нижегородской области

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

В музее Новопокровской средней школы 28 ноября 2012 года открыта новая выставка по истории православия в селе Новопокровском. При сборе материала для новой выставки проведена большая работа. Решены поставленные на тот момент задачи: 1. Поиск и изучение церковных книг Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда. 2. Изучение книг памяти жертв политических репрессий. 3. Поиск материалов о Покровской церкви, о священниках Покровской церкви села Ново-Покровского Варнавинского уезда в Интернете. 4. Запрос материалов о Покровской церкви села Новопокровского Варнавинского уезда в ЦАНО. 5. Сбор воспоминаний жителей села Новопокровского Ветлужского района о Покровской церкви.

Собранные материалы описаны, ведется исследовательская работа по отдельным направлениям темы проекта. Я решил заняться исследованием документов о закрытии храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокровском, узнать о людях, которые жили в то время в нашем селе, как они относились к закрытию храма. Это цель моей работы. Для этого мне необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить копии документов ЦАНО по закрытию храма; 2. Найти живых свидетелей истории закрытия храма; 3. Обобщить собранный материал; 4. Пополнить своими исследованиями выставку «Православное Новопокровское»

Глава 1. Покровская церковь села Ново-Покровского Варнавинского уезда Настоящий чертеж выполнен с натуры 14 мая 1926г (Материалы ЦАНО) В справочной книге за 1911 год «Краткие статистические сведения о приходских церквах», изданной в Костроме, в губернской типографии, имеются такие сведения: « Церковь Покровская села Новопокровского здание деревянное, на каменном фундаменте, с такою же колокольнею, построена в 1892 году на средства прихожан.

      Ограда деревянная. Кладбище в расстоянии три четверти версты от церкви, обнесено изгородью.
        Храм однопрестольный – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Имеется образовавшийся от сбережений капитал в 1468 рублей 90 копеек. Есть церковно-приходское попечительство,  имеющее179 рублей наличными и 2841 рубль 90 копеек билетами.

Расстояние от Костромы 320 верст, от Варнавина 80 верст, от почтовой станции Кузнечиха 17 верст, от фельдшерского пункта 7 верст, от больницы 25 верст.

         Ближайшие церкви-села Галкино в 15 верстах, с. Никольского, что в Тумбасах, в 18 верстах и с. Турани в 15 верстах.
           При храме причтовый священник и псаломщик. Постоянные средства его: а) жалованные от казны священнику- 294 рубля, псаломщику- 98 рублей,  б) проценты в количестве 81 рубль 98 копеек с общего причтового капитала в 2157 рублей. Причтового дохода при богослужении и требоисправлений бывает до 500 рублей в год. Помещения для причта есть церковные.
           Земли церковной в пользовании причта 33 десятины, из них усадебной 2 десятины, сенокосной 3 десятины, пахотной 6 десятин и под мелким дровяным лесом и кустарником 22 десятины.
            Прихожан 1282 мужского пола и 1321 женского пола.
             По роду занятий приход сельскохозяйственный. В районе прихода есть паровая древесно-картонная фабрика с небольшим производством.

Раскольников и сектантов нет. Приходных селений 36, дальние в 10 верстах от церкви. Препятствий в сообщении нет. В приходе три школы: одна церковно-приходская, одна – земская и одна фабричная. Из воспоминаний, старожила села Новопокровского, Горева Николая Степановича:

« Церковь в селе Новопокровское была аккуратная, ухоженная, деревянная, на колокольне было 7 колоколов. А ведь было время, когда звон колоколов был слышен в селе Турань, находящемся в 15 верстах от нашего села. Для прихожан церковь была не только местом Богослужений, но и местом семейных торжеств – свадеб и крестин. Она существовала до 1936 г, затем была опечатана и в 1940 г отдана под сельский клуб. В 1915  году началось строительство новой церкви, из красного кирпича.  Кирпич изготавливали прихожане. Церковь полностью строилась на средства прихожан, но в 1916 году строительство прекратилось.

Здание так и осталось недостроенным. Недостроенная каменная церковь. Фото 1970г. Глава2. Изучение архивных документов о закрытии храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новопокровском В архивной справке Комитета по делам архивов Нижегородской области о закрытии храма (Приложение 1) имеется следующая запись: «В документах архивного фонда Горьковского облисполкома имеется дело о ликвидации церкви в селе Новопокровском Проновского сельсовета Ветлужского района со следующими данными. Постановлениями общих собраний Проновского сельсовета от 23-24 мая 1938 года: колхозов «Победа», «Луч свободы», Красно-Каменского, «Красная звезда», «Новый быт», деревень Большой и Малой Мостовой, Пронихи, Каркалова, Завьяловского, Малиновски, Богдановки, Завольское, Шиши, Ершовка,и Рябиновки, и сел Новопокровского и Верховского – принято решение о закрытии Ново-Покровской церкви («… в ответ на вылазки классового врага и в особенности поповщины…», «…как ненужного и вредного очага, одурманивающего трудящихся», и как очага контрреволюционной поповской организации») и переоборудовании ее под клуб. Ветлужский райсполком 1 июля 1938 года постановил: «идя навстречу ходатайству трудящихся … церковь закрыть и просить райсполком утвердить надлежащее решение». (Приложение2).Постановлением Президиума Горьковского облисполкома от 1 ноября 1938 года церковь в селе Новопокровском закрыта. (Приложение 3) Члены церковного совета гражданка деревни Пронихи Тихомирова Парасковья Гордеевна и гражданка деревни Малые овсянки Комова Анна Ивановна от подписи на справке, объявляющей членам церковного совета постановление о закрытии церкви в категорической форме отказались. Третий член церковного совета житель села Верховское Шишмаков Алексей Антонович, по вызову в сельсовет не явился. (Приложение 4,5). Мне стало интересно, как сложилась судьба этих мужественных людей. Они не побоялись во время страшных репрессий сказать власти «нет». Учитывая, что моя прабабушка раньше жила в деревне Овсяновское, я решил узнать о судьбе Комовой Анны Ивановны. Кроме этого я обратил внимание на «село Верховское». Верховское – это деревня, там никогда не было храма. Вероятно это ошибка работника архива. В акте можно разобрать д. Верховское, а не село. Есть в справке и другие неточности: имя Тихомировой Парасковья, а не Тамара, есть ошибки в названиях деревень. Все равно мы благодарны работникам Областного комитета по делам архивов за предоставленные копии, нам в этих документах дорога каждая буква, мы ничего не перепутаем. (Приложение4). Глава 3. Комова Анна Ивановна Работу по сбору информации о Комовой Анне Ивановне я начал с того, что обратился к бабушке Вере. Она мне рассказала о том, что Анна Ивановна жила в деревне Малые Овсянки. В деревне было всего 5 домов. В первом и жила Анна Ивановна. По соседству с ней жили Гусевы, причём с дочерью Гусевых Ниной бабушка Вера, раньше имела связь и, у неё сохранился адрес. Поэтому сначала мы написали письмо Кузнецовой Нине Ивановне в город Новороссийск. В своём ответе Нина Ивановна написала, что Анна Ивановна была очень набожной старушкой. Так же Нина Ивановна помнит, что у Комовых жил священник отец Андрей с матушкой Анной. И о том, что отца Андрея перед войной забрали и расстреляли (приложение №6). Информации об Анне Ивановне у нас было мало. Но однажды бабушка Вера в разговоре со своей подругой Полиной Кузнецовой рассказала, что мы собираем материал об Анне Ивановне. И оказалось, что Полина Константиновна помнит Комовых. Правда, она хорошо помнит детей Анны Ивановны. Их у неё было четверо, три девочки и один мальчик. С одной из дочерей Анны Ивановны Наташей, тётя Поля переписывалась, и у неё остался адрес. Только это адрес не дочери, а внучки Анны Ивановны. Мы отправили письмо в Краснодарский край (приложение № 7). И нам пришёл ответ. Ответила уже правнучка Анны Ивановны, Доценко Инна Викторовна (приложение № 8). Инна Викторовна написала, что из рассказов своей бабушки помнит, что Анна Ивановна была очень набожным человеком, она была старостой в церкви. После революции, когда церкви громили, Анна Ивановна хранила у себя дома церковную кассу и церковную утварь. Она очень боялась за церковное добро и, когда появился церковнослужитель, она ночью, на санях перевезла ему, всё что принадлежало церкви. Этот поступок говорит о героическом характере Анны Ивановны. Потому что в те времена большинство людей жили в страхе. А она не побоялась хранить у себя церковные деньги и ценности. К сожалению, Инна Викторовна ничего не написала о судьбе Анны Ивановны после 1937 года. Поэтому мы ей написали ещё раз. В этом письме мы обратились с просьбой написать о том, где провела последние дни Анна Ивановна и где она похоронена (приложение № 9). Ответа на это письмо пока нет. В тоже время мы решили проследить судьбу других детей Анны Ивановны. Из рассказов Кузнецовой Полины Константиновны мы узнали, что сын Комовых Михаил погиб во время Великой Отечественной войны, дочь Мария проживала в Казахстане. У нас есть адрес дочери Марии Ивановны, он 35 летней давности, но мы всё равно написали письмо с просьбой помочь в поиске информации. Старшая дочь Анны Ивановны Саня вышла замуж за Алесксея Охотникова и уехала из Малых Овсянок в деревню Ионово Галкинского сельсовета. Нам удалось найти и пообщаться по телефону с жителями деревни Ионово, которые помнят Александру Ивановну и её детей. Это Ершова Людмила Николаевна и Смирнова Галина Николаевна 1931 года рождения. Галина Николаевна рассказала, что она часто бывала в доме Охотниковых, дружила с их детьми. На наш вопрос о матери Александры Ивановны она утвердительно ответила, что ни до войны, ни во время войны в доме Охотниковых не жила ни какая бабушка. Также нам удалось в городе Ветлуге найти правнучку Анны Ивановны, это Дан Галина Юрьевна, но она, к сожалению, также ничего не знает о судьбе своей прабабушки.

Заключение Моя работа о закрытии храма Покрова Пресвятой Богородицы завершена. Я узнал о том, что не все жители села хотели закрыть храм. Многие, в том числе члены церковного совета , рискуя жизнью, отказывались от подписи подтверждающей их согласие на закрытие храма. В ходе проделанной работы нам, к сожалению, не удалось в точности восстановить события жизни Комовой Анны Ивановны после ареста отца Андрея и закрытия храма. Сведения о судьбе Анны Ивановны были противоречивыми. Кузнецова Анна Ивановна в своём письме написала, что не помнит, куда и когда исчез дом Комовых. А Кузнецова Полина Константиновна, рассказала, что Анна Ивановна умерла в малых Овсянках и похоронена на старом кладбище в с.Новопокровское. Поэтому свою работу я считаю незаконченной и в дальнейшем рассчитываю найти дополнительную информацию о том, как сложилась судьба Комовой Анны Ивановны. Эта тихая добрая женщина имеет право остаться в памяти моих земляков, как пример стойкости и мужества. Мне встретились фамилии людей, которые разрушали колокольню нашего храма. (Приложение 10). Я не берусь их судить, чтобы понять мотивы их действий, нужно оказаться на их месте, а это невозможно. Сегодня пришло время созидания, возрождения , строительства новых храмов. Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем селе тоже появился храм.


Источники информации 1. Архивная справка ГКУ ЦАНО 3.11.2011г 2. Постановление №317 Президиума Горьковского облисполкома от 1.11.1938г. 3. Справка Ветлужского райисполкома от 22.11.1938г. 4. Заключение по делу закрытия церкви от 25.10.1938г. 5. Выписка из протокола №14 заседания Президиума Ветлужского райисполкома от 1.07.1938г. 6. Акт от 14.11 1938 года . 7. Письмо Кузнецовой Н.И. 8. Письмо Доценко И.В. 9. Письмо Тороповой Г.В. 10. Письмо Новиковой Т.Б.

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта