Ирина Михайловна - участник Великой Отечественной войны

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск
Bronze soldat.jpg

Моя соседка

Мартыненко Наталья, 9а класс школы-интерната №1 г.Красноярска


Война ушла в прошлое. Но героизм, проявленный сынами и дочерьми Советской Родины в суровые годы борьбы против фашизма, навечно в наших сердцах. И мы бережно храним в памяти имена тех, кто сражался и погиб, сражался и выжил, кто стоял насмерть ради жизни на земле, ради счастья мирового созидательного труда. В смертельной схватке с фашизмом советский народ исполнил свой патриотический и интернациональный долг – отстоял свободу и независимость своей Родины, спас мировую цивилизацию от угрозы коричневой чумы. На протяжении веков история не знала такого массового героизма, какой проявили советские люди в годы Великой Отечественной войны. Не счесть ратных подвигов воинов, партизан и подпольщиков. За выдающиеся боевые подвиги более 11600 человек удостоены высшей награды – звания Героя Советского Союза, Среди них сыны и дочери всех народов нашей страны.


В памяти надолго остался рассказ моей старенькой соседки, уже ушедшей из жизни, о ее военных и трудовых подвигах.

Ирина Михайловна, так ее звали, родилась в Новороссийске. В послевоенное время ее часто приглашали в школы родного города, во Дворец культуры моряков – рассказывать молодым и уже немолодым людям о Великой Отечественной войне. В ночь перед выступлениями Ирина Михайловна плохо спала, засыпала только на рассвете и всегда очень волновалась, вспоминая о том, что было. Воевала она на флоте. На флот попала, можно сказать, случайно, жила в то время в Одессе и решила пойти работать в морское пароходство.

Два года проплавала на пассажирском судне, присмотрелась к жизни на море – и полюбила ее. В свободное время с интересом присматривалась к работе экипажа, особенно нравилось в кочегарке – небольшое чистое помещение, всюду манометры, насосы, рычаги и постоянно горящее пламя форсунки. Так Ирина Михайловна приобрела профессию, которой была верна почти 10 лет. Вахты были непродолжительные: четыре часа работы, восемь часов отдыха.


И вот настало то утро… Накануне вечером они прибыли из Батуми в Одессу и стали под разгрузку. Уже было около девяти часов утра, когда кто-то из членов команды заглянул в кочегарку и крикнул : «Война началась, немцы на нас напали!...» Уже вскоре разгрузка была прервана, Оставшийся авиационный бензин предстояло переправить в Херсон. Там, на аэродромах, наши самолеты ждали горючее.

Стояла осень 1941 года. Гитлеровские войска входили в Крым. Моряки, находившиеся на палубе, видели, как по дорогам побережья, особенно по ночам, а это было видно, передвигались наши войска, шли беженцы. В кочегарке работать становилось все тяжелее. Мужские руки требовались для погрузки и выгрузки боеприпасов, всевозможных механизмов, которые теперь грузились на танкер и вместо трех сменных кочегаров Ирина Михайловна частенько оставалась одна. Иногда из-за того, что другие кочегары были заняты на иных работах, приходилось нести по две-три вахты подряд. При подходе к Одесскому порту их атаковали фашистские самолеты.

Огромные столбы воды поднимались вокруг танкера, большие черные бомбы летели, казалось, прямо на них. Как потом сказали моряки, двенадцать бомб сбросили фашистские летчики на наш танкер, но ни одна из них не достигла цели благодаря большому умению капитана, который четко подавал команды маневрирования. Обстрел и бомбежка не прекращались ни на минуту, люди глохли от сплошного грохота, к порогу кочегарки летели пустые гильзы.

В октябре 1941 года была последняя погрузка в Одесском порту. На палубе разместили много автомашин. Все помещения заполнили бойцы и командиры. На причале взрывали подъемные краны, подсобные строения, чтобы ничего не досталось врагу. Советские войска оставляли Одессу. Был взят курс на Севастополь. В этом рейсе им тоже досталось. В самые напряженные дни московского, сталинградского периодов особенно горько было сознание относительного бездействия, хотя все работали из последних сил за двоих и за троих.

Однажды осенним вечером 1942 года Ирина Михайловна вышла на палубу и увидела, как откуда-то из-за гор показались фашистские самолеты. Их было двенадцать. Они низко летели над морем, готовые сбросить свой смертоносный груз на стоящие у причалов суда. Один самолет спустился особенно низко и расстреливал все, что было перед ним , пулеметным огнем. И вдруг появились наши самолеты. Всего два. Люди высыпали на палубу и, замирая, следили за неравным воздушным боем. Иногда казалось, что наши самолеты вот-вот пойдут на таран, однако тарана не произошло, но два гитлеровских самолета все же запылали, а остальные скрылись.

Экипаж к тому времени у танкера остался совсем небольшой, но так как машина, рулевая рубка, кочегарка были «живы», никто не имел права покидать танкер. В кочегарке Ирина Михайловна опять была одна и днем и ночью. Наверное, за это после победы вручили ей медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть». После войны Ирина Михайловна была награждена медалью «За оборону Одессы».

Ирина Михайловна всегда говорила : « Я бы очень хотела, чтобы все люди, как и мой внук, знали о войне только по нашим воспоминаниям…»

Персональные инструменты
Инструменты