Интегрированные уроки
Уроки чьи? Из опыта работы? Это надо отразить в названии страницы
Статью необходимо переименовать- см. Имя статьи |
«Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь ». Сент Экзюпери
Чтобы изобразительное искусство, литература, музыка имело воспитательное воздействие на детей, нужны мы взрослые, посредники между искусством и ребенком. Мы, взрослые, однажды открыв окно ученику в мир слова, живописи, звуков, слегка дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру, должны постоянно и постепенно вводить в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.
Восприятие произведений искусства - это напряженная работа чувств и мыслей, особый интеллектуально-эмоциональный труд души.
Художниками, музыкантами, литераторами могут стать немногие, но уметь воспринимать искусство, разбираться в нем, любить его может и должен каждый человек.
С чего же начать приобщение к искусству? А с того, с чего начинают наши дети. С удивления, восторга и восхищения!
Учителя нашей школы давно это поняли, поэтому интегрированные уроки, на которых развитие речи и чувств ребенка идет параллельно, стали системой нашей работы. Совместный выбор и анализ произведений, изучаемый на уроках развития речи, продумывание вопросов, определение эмоционального настроя и значимости произведения в зависимости от поставленных целей. На таких уроках широко используются средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, эпитеты, синонимы. Пополняется и словарь детей специфическими изобразительными терминами: холодные и теплые тона, светотень, перспектива, колорит, сочные, прозрачные, размытые, насыщенные цветовые пятна, слова связанные с композиционным построением картины: план картины, линия движения, ритм, симметрия. Дети учатся понимать и отличать стилизованные, обобщенные и реальные изображения.
Нельзя переживать произведения искусства среди суеты, беспорядка, в атмосфере неприязни, нервозности и грубости, нужно создать такую атмосферу общения, прежде всего своим собственным эмоциональным отношением, которая помогает искренне переживать содержание художественных произведений - будь то стихотворение, рассказ или жанровая картина.
Отрывки из рассказов по картинам.
«Сенокос»- А.А.Пластов
«Смотришь на картину, будто чувствуешь, как веет от нее запахом медовых трав, теплым свежим ветерком, слышится голос кукушки в дальнем лесу, стрекотание кузнечика под ногами косарей. Художник яркими красками как бы говорит: «Смотрите, радуйтесь солнцу, изумрудам трав и цветов. Люди, любите и берегите эту красоту». ( Тукмакова А.)
«Оборона Севастополя» А.Дейнека
«Первый, кого мы сразу видим на картине,- матрос со связкой гранат. Он очень большой – во всю высоту холста. Его сильные ноги словно вросли в землю. Он широко размахнулся, чтобы бросить гранаты в самую гущу вражеских рядов. Одна мысль, одно чувство захватило воина: не пропустить врага. Он погибнет, но не отступит». (Астайкин В.)
Особая роль в эстетическом воспитании детей принадлежит иллюстрации. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Художник иллюстратор становится соавтором книги. Создавая иллюстрации к литературным произведениям, ребята учатся понимать мысли писателей, ярче представлять себе героев, глубже чувствовать и понимать эпоху и предметный мир, сопутствующий литературному рассказу. Книга обогащает эмоции детей, формирует воображение.
В 5 классе мы обращаемся к созданию иллюстраций к русским сказкам, былинам. Это интересно детям, они увлеченно работают над созданием образов русских богатырей, сюжетами народных сказок
В 6 классе ребятам предлагается проиллюстрировать одно или несколько стихотворений. Это тоже очень увлекательная тема, работая над которой, дети учатся передавать настроение, чувствовать красоту родной природы, любить ее.
В 7 классе мы выходим на совместное создание макетов книги. Книга, как и человек, имеет свое лицо. Посмотришь на лицо и узнаешь, какой человек, так же и книга. Ребята узнают о том, какое значение имеют в оформлении книги обложка, титул, форзац, шрифт. Здесь главная задача - найти гармоничное решение, создать художественный образ. Такая работа учит любовному, бережному отношению к книге.
Влияние красоты в детском и юношеском возрасте на душу человека огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечения, семью.
Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми других, редко появляется сам собой. Воспитать человека таким,
Развить в нем культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед нами педагогами.