Епископ Фостирий

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Епископ Фостирий

Время духовного сиротства на нашей Ветлужской земле, как и по всей нашей стране, началось в 30-е годы двадцатого столетия. Семьдесят пять лет назад осиротели церкви по всей округе, остались без хозяев, подверглись осквернению и запустению, осиротели и люди, лишившись своих наставников, духовных пастырей. В августе 1937 года были арестованы священники Ветлужской округи во главе с епископом Неофитом, на Покров - священники и дьяконы собора, а в декабре арестовали епископа Фостирия, жившего на покое, и множество православных мирян. Среди них был и Николай Фёдорович Голубев, который впоследствии вспоминал: «Забрали меня ночью. Предъявили обвинение: вступил в заговор против советской власти вместе со священниками. Той же ночью погнали этапом в г. Варнавин. Шли сутки, а дело было зимой, в Николу зимнего...» Этим же этапом шел и епископ Фостирий. По свидетельствам очевидцев, Владыка, старый и больной человек, не мог идти, его посадили на одну из подвод, на которых везли вещи. Стояли сильные морозы, и в пути он замерз. Фостирий - имя монашеское. Кем же был в миру этот человек, принявший мученическую смерть за православную веру, почему жил в Ветлуге?

В своё время официальной властью немало было приложено усилий, чтобы из памяти людей стерлись имена и события того времени. Сегодня мы можем ответить на некоторые вопросы и вернуть из забвения некоторые имена. Краткие сведения о епископе Фостирии мы нашли на сайте Томской епархии. 

«Преосвященный Фостирий (в миру Павел Ксенофонтович Максимовский) родился 21 октября 1864 года. Окончил Костромскую духовную семинарию, и 10 сентября 1895 года был рукоположен в сан священника. Служил в городе Ветлуге Нижегородской обл. В 1930 г., после 35-летнего служения в священном сане, пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита, 9 ноября того же года хиротонисан во епископа Томского. В 1933 назначен епископом Челябинским, но в управление не вступил. С 1933 - епископ Сызранский». За этими скупыми сведениями из биографии целая жизнь. После окончания Костромской духовной семинарии Павел Максимовский семь лет проработал учителем и заведующим училища при одной из фабрик Костромской губернии. Летом 1895 года он женился, был рукоположен в сан священника и назначен служить в Воскресенскую церковь г. Ветлуги (с 1896 г. - собор), где прослужил 35 лет, из них - 17 настоятелем. В материалах Ветлужского музея имеется послужной список о. Павла, который занимает семь страниц «Клировой ведомости о Ветлужском Воскресенском соборе за 1930 г.» Из этого документа мы узнаём о его деятельности на благо церкви и ветлужского общества. Павел Ксенофонтович много лет состоял законоучителем в учебных заведениях города, в т. ч. в женской и мужской гимназии, заведовал уезной учительской библиотекой, состоял депутатом от духовного ведомства в Ветлужском уездном Земском собрании и в Ветлужской городской Думе. Был благочинным первого Ветлужского округа, пользовался огромным авторитетом среди духовенства и мирян. За особые труды по народному образованию и «за усердие и ревностное служение Церкви Божией» награжден орденом Святой Анны третьей степени, бронзовой медалью и крестом в память 300-летия царствования Дома Романовых, книгою «Библия» от Священного Синода, золотым наперсным крестом. Святейшим Патриархом Тихоном в 1923 г. награждён палицей, а в 1929 г. ко дню Святой Пасхи Заместителем Патриашего Местоблюстителя и Митрополитом Нижегородским Сергием награжден митрой. Жил о. Павел с семьей на Центральной улице в собственном доме (дом сохранился до сегодняшнего времени), который был национализирован Советской властью в 1921 г. Он рано овдовел, в марте 1917 г. умерла жена, а в ноябре 18-го. - расстрелян старший сын Инна, учащийся восьмого класса Ветлужской гимназии «за участие в вооруженном белогвардейском восстании против Советской власти». К сожалению, нам ничего не известно о других его сыновьях, Борисе 1902 г. рождения и Владимире 1904 г. рождения. Документы, которыми мы располагаем позволяют нам судить только о том, что в начале 1930 года они были живы. Для того, чтобы мы могли проследить дальнейшую судьбу П. К. Максимовского приведу несколько документов. Вот одна из последних записей, сделанных его рукой в церковной книге о себе самом: «Согласно прошения и по болезненному состоянию уволен от обязанностей протоиерея собора с зачислением в заштат Резолюциею Преосвященного Неофита, епископа Ветлужского от 28 февраля 1930 года за № 191 с 1 марта 1930 года. Протоиерей Павел Максимовский». В январе 1931 года вышел первый номер «Журнала Московской патриархии». В разделе «Хроника церковной жизни» нами обнаружена очень важная информация: «7 ноября (1930 г.) в Казанской церкви бывшего Крестовоздвиженского монастыря в Нижнем Новгороде Митрополит Сергий постриг в монашество протоиерея города Ветлуги отца Павла Максимовского с наречением имени Фостирий. 9 ноября Преосвященным Митрополитом Сергием, епископом Кронштадским Венедиктом, епископом Богородским Александром и епископом Арзамасским Дометианом архимандрит Фостирий хиротонисан во епископа Томского». В июне 1934 года епископ (к тому времен Сызранский) уволен на покой и вернулся в Ветлугу. Нам, к сожалению, не известно, где епископ Фостирий жил в Ветлуге в последние годы. Возможно, эта информация есть в деле арестованного, которое хранится в Государственном архиве Нижегородской области. В «Книге памяти жертв политических репрессий в Нижегородской области» имеется запись: «Максимовский Павел Ксенофонтович 1864 г. рождения, урож. с. Болотово Юрьевецкого р-на Ивановской обл., житель г. Ветлуги, без определённых занятий, ранее архиерей г. Ветлуги. В 1937 году приговорен «тройкой» к расстрелу. Расстрелян 27.01.38 г.». По свидетельству очевидцев, епископ Фостирий замерз во время этапа по дороге в Варнавин, был похоронен в безымянной могиле. А документы, вероятно, продолжили свой путь, и дело было закрыто спустя месяц после его смерти. Наступили долгие десятилетия забвения. Чужая злая воля, рабский страх, думы о хлебе насущном, череда трагических событий, происходивших в стране, казалось, вытеснили из памяти даже воспоминания о прежнем укладе жизни. Сегодня у нас есть возможность безбоязненно возвратиться к прошлому, вспомнить своих предков и их духовных наставников. Вспомнить, чтобы помнить, поминать... В заключение я не могу не привести слова иеромонаха Дамаскина о таких людях как епископ Фостирий: «Лишенные всего, не имея возможности служить в условиях, крайне неблагоприятных для духовной настроенности, для молитвы, эти исповедники держались мужественно и достойно пронесли свой крест... И святость их не только в мученической кончине. Эти новые святые шли в жизни христианским путем, а когда пришел Богом назначеный час, исповедовали истину этого пути в своих крестных страданиях. Они особенно близки нам как жившие в наше время, наши современники и сродники...».


Антонина Щеглова - ученый секретарь Ветлужского краеведческого музея.

контактный телефон 88315022560 
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ветлужский краеведческий музей» г. Ветлуга, ул. Ленина д. 1 «А»
Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта