Достопримечательности Костромы

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Первое упоминание об этом городе относится к 1152 году. Именно в это время на берегах реки Сулы появляется крепость Кострома, заложенная Юрием Долгоруким. Кстати, ученые считают, что слово "кострома" произошло от "костр", что означает "любое укрепленное место, крепость". По другой версии, название города – это древнее языческое славянское слово, которое означает праздник, проводимый летом во время ритуальных игр в честь бога солнца Ярилы.

В Костроме нужно побывать хотя бы для того, чтобы почувствовать дух старины, прикоснуться к ней, испытать ощущение восторженного умиротворения от пребывания в древнем городе.

Город располагает к неспешным прогулкам по его улицам.

Одним из главных исторических памятников Костромы является Ипатьевский монастырь. Он расположился на месте впадения реки Костромы в Волгу.

Существует несколько гипотез относительно его происхождения: согласно первой, основанной на церковной легенде, храм появился в 1275 году. Заложил его князь Василий Квашня во время нашествия на Москву татаро-монгол. Другая легенда рассказывает, что его основателем стал татарский князь-мурза Чет. Согласно этому факту, монастырь появился не в 1275 году, а в 1330-х годах. Легенда гласит, что Чет, направляясь в Москву к князю Ивану Калите, внезапно заболел, в итоге был вынужден сделать привал в том месте, где сейчас находится монастырь. Во время разбушевавшегося недуга Чету привиделись апостол Филипп, священномученик Ипатий Гангрский и Богородица. Это событие и стало решающим: Чет принял христианскую веру, став Захарием, и построил храм Св. Троицы с приделами Филиппа и Ипатия. Кстати, именно от Чета начинается родословная бояр Годуновых, они приняли непосредственное участие в дальнейшей судьбе монастыря, где покоился их предок: под их покровительством в храме построили мастерскую по изготовлению книг. Здесь же по настоянию Годуновых делали священнические облачения, культовые предметы, усыпанные драгоценными камнями, писали иконы. Все это вошло в экспозицию современного монастыря. Кроме того, Годуновыми была собрана великолепная библиотека, именуемая Ипатьевкой летописью, являющаяся одним из основных источников, в которых хранятся сведения о Древней Руси.

В 1610-м году монастырь был вписан в историю России благодаря одному событию. В этот год по Руси прошлась польско-литовская интервенция. Михаил Федорович Романов нашел пристанище в стенах монастыря вместе со своей матерью, монахиней Марфой. В 1613 году сюда пришли московские посланники и предложили Михаилу стать царем "всея Руси". В итоге в Троицком соборе храма был отслужен первый благодарственный молебен за спасение России от смуты и за благословение нового царствующего дома. После этого события монастырь стал священной обителью для династии Романовых, здесь же многие годы хранилась икона Федоровской Божией Матери, покровительницы нового царского рода.

История двух династий Годуновых и Романовых оставила неизгладимый след в архитектуре монастыря. Два рода как бы "поделили" храм на две части: Старый город, отстроенный на средства Годуновых в 1586-1590 годах, и Новый - вклад Романовых. Его пристроили к Старому городу в 1642-1643 годах по указу Михаила Федоровича.

Сейчас на территории монастыря сохранились разве что храмы да жилые помещения. Однако в прежние времена его ансамбль состоял из мастерских, деревянных бань, колодцев, даже имелся небольшой кирпичный завод.

Основная достопримечательность Старого города - Троицкий собор. Он использовался как летний храм, где проходили праздничные богослужения. Обычные же службы проводились в церкви Рождества Богородицы, которая, к сожалению, не сохранилась до наших дней. Довольно необычное изображение Страшного суда, находящееся над главным западным входом собора, всегда привлекает внимание посетителей. На нем нарисована уникальная сцена совращения монахов, что, в принципе, не соответствует церковным канонам: бесы приводят церковнослужителям развратных женщин и приносят вино. Это изображение, а также другие, расположенные на западной стене, на портале, простенках и столбах храма, принадлежат кисти Гурия Никитина и его артели и считаются вершиной мастерства иконописца и одним из лучших памятников 17-го века.

Другая занимательная достопримечательность собора - иконостас, выполненный в конце 18-го века. Пройти к нему можно через три входа, украшенные железными дверями, которые расписаны золотом по черному. На этих изображениях можно узнать сцену Благовещения, сивилл и пророков. Есть в соборе и царское место. Оно находится под сенью четырех столбов. А в подклете расположены "гробовые палаты", являющиеся усыпальницей для рода Годуновых. Здесь похоронены родители Бориса.

Персональные инструменты
Инструменты