Долгая Поляна, деревня Кстовского района, Нижегородская область
Содержание |
Страницы истории
Название деревни Долгая Поляна связано с удлинённой формой поля у околицы. Местное предание объясняет это по- своему: «тем, что барин долго не ехал».
В деревне Долгая Поляна находилась почтовая станция. До сих пор дорогу, которая проходит по деревне, называют Столбовой. В 19 веке важные дороги размечали верстовыми столбами. На Казанском тракте стояли столбы с табличками, указывающими вёрсты.
Местные жители рассказывают, что в местной кузнице правили кандалы декабристам, которых везли в Сибирь. Здесь на почтовой станции менял лошадей А.С. Пушкин по пути в Оренбург, где собирал материал о Пугачёвском бунте. Останавливался в Долгой Поляне В.И. Даль – известный создатель «Толкового словаря живого великорусского языка», направляясь в Нижнее Поволжье.
В Долгой Поляне размещалась почтовая станция, трактир, кузница. Основную часть населения составляли ямщики и крестьяне, которые обрабатывали окрестные поля.
До революции поселение входило в состав Варварской волости. Трудно поверить, что когда-то столь известная почтовая станция, расположенная в необыкновенно красивом месте: рядом протекает небольшая речка Варварка, которая образует здесь омут, лес, овраги, заросшие кустами орешника – в настоящее время почти опустела. Оживленно здесь становится лишь летом.
Деревня сегодня
Сейчас Долгая поляна является частью Запрудновского совхоза.
В 1,5-2 км. находится большое село Варварское, а рядом знаменитые Лопатищи, где начинал своё служение протопоп Аввакум, глава старообрядческого движения.
Впервые о данных поселениях упоминается в жалованной грамоте от 9 октября 1623 года:» Государь ,царь и великий князь Михайло Фёдорович всеа Руси пожаловал Фёдора Васильевича Волынского за ево многие службы царя, за Можайское осадное сидение и королевичев приход под Москву из ево ж, Федора поместья в Нижегородском уезде в селце, что была деревня Лопатищи, деревня Долгая Поляна, а Бабкино селище тож, треть деревни Обатуровы, жеребей в селе Григорове в вотчину со всеми угодьи». Селение Лопатищи возникло из становища бортников в раменном лесу на берегу речки Ивашёвки, недалеко от древней дороги, шедшей вдоль Волги в Сибирь, в 3-4 верстах от Работок, Название своё починок, а потом и деревня получили от протекавшей рядом речки Лопатинки. В конце 16 века Лопатищи были государственной бортной деревней с 14 дворами и 15 мужчинами в них. Благодаря беженцам из центральных районов страны число жилых домов к 1614 году увеличилось до 22. Среди бортников записан и Марко Иванов , можно полагать, отец будущей жены Аввакума Петрова.
Ф.В.Волынский делает деревню центром своих Нижегородских владений: возводит »вотчинников» двор. С тех пор Лопатищи стали именоваться сельцом.
Ко времени переезда Аввакума Петрова с братьями в Лопатищи это было уже многолюдное село, принадлежало оно стольнику Петру Васильевичу Шереметьеву.
Став попом лопатищенской церкви, Аввакум сближается с нижегородскими «ревнителями благочестия»: Иваном Нероновым, Стефаном Внифатьевым, архимадритом Макарьев – Желтоводского монастыря Илларионом, эта дружба во многом определила его жизненный путь: путь признаний, славы, гонений, страданий и мученической смерти на костре .Аввакум окажется наиболее стойким и последовательным в своих воззрениях из нижегородских « ревнителей благочестия», через страдания и унижения пронесёт крест мученика, смертью своей заслужит бессмертие в памяти народной. Но момент становления Аввакума- борца связан с Лопатищами. ( Из книги Н.Ф.Филатова «На родине огнеопального Аввакума»)
Образование и культура
- Школа ?