Детство российских политиков рубежа XIX-XX веков
Детство российских политиков рубежа XIX-XX веков - исследовательская работа, посвященная характеристике роли детства в становлении личности и характера политиков рубежа XIX – XX веков.
Содержание |
Введение
О политиках пишут много. Всех интересует их политическая жизнь, но мало кто пишет о детстве политиков. А ведь история детства, становления личности притягивает особое внимание. Именно в это время формируются основы мировоззрения, характер людей, которые оказали серьезное влияние на развитие страны. Взгляды на мир, заложенные в детстве, сказываются на протяжении всей жизни человека.
Цель работы
Существует достаточно много литературы о жизни политиков. Условно ее можно разделить на следующие блоки:
- справочная литература ( энциклопедии, справочники )
- учебная, историческая литература, в которой есть упоминание о жизни политиков на фоне событий.
- художественно – публицистическая литература с подробным описанием жизни и деятельности политиков.
- мемуарная литература.
Все они в основном основаны на характеристике периода зрелой жизни. Детские годы, влияние семьи, школы слабо освещены в литературе как в исторической, так и в биографической. Поэтому важным было обращение к воспоминаниям таких политиков как С.Ю.Витте, П.Н.Милюков, А.Ф. Керенский, А.М.Чернов.
Детство
Социальная среда, круг общения родителей, родственники наложили отпечаток на формирование взглядов, интересов, идеалов, вкусов детей, ставших впоследствии знаменитыми. С.Ю.Витте жил в детстве в доме своей бабушки по маминой линии Елены Павловны Фадеевой, урожденной Долгорукой, которая в основном и занималась его образованием. Он пишет в своих воспоминаниях: “Я помню такой эпизод, когда вся семья рыдала навзрыд по поводу смерти императора Николая Павловича. Это произвело на меня сильное впечатление; так рыдать можно было, только потеряв чрезвычайно близкого человека. Вообще, вся моя семья была в высокой степени монархической семьей, и эта сторона характера осталась у меня по наследству”.
П.Н. Милюков родился в интеллигентной дворянской семье, и он был воспитан в “ культурном быте “
Он вспоминает: “ Однажды дачные соседи пригласили меня на московскую квартиру – одну из мещанских. Я не мог вынести этого примитива – и сбежал. Это был экзамен степени моего вкуса и знания жизни, и я его выдержал “.
Ему было в это время около 13 лет. В раннем детстве играл с крестьянскими, мещанскими детьми и детьми ремесленников. Но в дальнейшем общался в основном с интелегентными и образованными людьми, прежде всего потому, что они более соответствовали его духовному миру, его интересам.
Отличным от многих был круг общения у В.М.Чернова. Семья его жила в деревне Камышине Самарской губернии, поэтому крестьяне стали ему друзьями. Одновременно с этим в дом его ничто не тянуло: там всем заправляла мачеха. Все свободное время он проводил на улице, на природе, среди народа. Именно из-за этих обстоятельств В.М. Чернов уже в детстве с любовью, с пониманием относился к крестьянскому сословию. Это в значительной мере повлияло на становление его политических воззрений: “Лично мне, росшему без матери, под ежедневным и ежечасным гнетом мачехи и убегавшему от ее нудных преследований на кухню к прислуге, в людскую, на берег Волги, в общество уличных мальчишек, было так естественно впитывать в себя, как губка впитывает в воду, любовь к народу “.
Непосредственно под влиянием личности родителей и их воспитания формировались характеры будущих политиков.
В России часто воспитание со стороны родителей носило лишь внешний характер, дети были поручены нянькам и прислуге. Няньки, обычно из непривилегированных сословий, были самыми близкими людьми для детей. Они прививали детям необходимые моральные качества: доброту, любовь к ближним, знакомили с русским фольклором и с православием. А.Ф Керенский пишет, что его няня Екатерина Сучкова была для него абсолютно всем.
Но иногда было и отрицательное влияние на детей малообразованных нянь. П.Н.Милюков вспоминает, что его часто запугивали няньки и прислуга, что если он не будет говорить правду на исповеди, то священник в наказание будет ездить на нем верхом. Эти запугивания часто формировали у детей комплексы и страхи взамен почитания религии. С.Ю.Витте пишет, что у них дядьки и гувернеры долго не задерживались. Они выгонялись за разврат. Так гувернантка сестер совратила его старшего брата. “Я рассказываю все эти истории, - пишет он, - чтобы показать, как трудно уберечь детей, даже если в семействе есть материальные средства, от вещей, их развращающих, если сами родители неукоснительно не занимаются их воспитанием “.
Но существуют и положительные стороны этой отрешенности. В.И.Чернов, например, приносит благодарность своей мачехе, что она мало им занималась, иначе “ я вырос бы подделкой под никчемного барчонка “.
Наказания были частым явлением в то время. П.Н.Милюков пишет, что его часто наказывали: “ Не помню, чтобы мы с братом совершали какие-нибудь преступления, которые должны были караться таким способом. Но кара появлялась как-то внезапно и была неумолима. Слезы, вопли, просьбы о прощении - ничего не помогало. Приготовление к экзекуции ощущались, кажется, еще страшнее самой экзекуции. Потом отчаяние, нечеловеческие крики, боль, злоба, чувство обиды, несправедливости “. Телесное наказание рвет моральную связь и уничтожает доверие к родителям. Между детьми и родителями возникает стена непонимания, создается система укрывательства внутренних побуждений и, по необходимости, лукавства и лжи.
Школьные годы
Начальное образование российские политики, в большинстве своем выходцы из дворянского сословия, получили дома.
Что касается непосредственно школьного образования, то все рассматриваемые в данной работе политики учились в классических гимназиях: государственных или частных. Это были единственные средние учебные заведения, после которых разрешалось поступать в университет. Поэтому все родители находили средства (все гимназии были платными), чтобы обучить ребенка в гимназии и университете, тем самым, обеспечив ему залог дальнейшей карьеры. Школа оставила различный след в жизни российских политиков.
П.Н. Милюков с иронией вспоминает: « Преподавание латыни велось умышленно формально. Исполнение программы для нашего учителя выразилось в пристрастии к мельчайшим отступлениям от грамматических правил. Он также требовал знание того параграфа, под которым они излагались в учебнике. С кафедры он величественно восклицал: «Ученик такой-то, параграф такой-то!”, и ставил скверную отметку за смущенное молчание или неправильное указывание параграфа”.
На окраинах Росси ситуация с образованием была иной. А.Ф.Керенский учился в Туркестане. Он пишет, что в Туркестане, в отличие от европейской части Росси, их не “пичкали бездушными формальными догмами”, не навязывали стереотипы, а воспитание носило более демократический характер.
И все же большее влияние на формирование политических взглядов играла не школа с ее жесткими ограничениями и отсутствием всякой вольности и инициативы, а круг общения. Многие политики входили в разнообразные кружки. Например, П.Н.Милюков в последних классах гимназии принимал участие в гимназическом кружке. Это был кружок, в котором велась непринужденная беседа на заранее обозначенную тему. Кружок был либерального толка, радикальных идей в нем не обсуждалось, скорее всего, это связано с взглядами гимназистов, принадлежавшим к элитным слоям общества. И впоследствии Милюков всю жизнь придерживался либеральных взглядов.
По другому пути пошло развитие взглядов В.М.Чернова. Он учился в Саратове, а это был один из волжских городов, куда ссылали многих революционеров. В.М.Чернов сначала под влиянием старшего брата, а потом и сам стал обращаться со многими ссыльными. Вначале он попал в кружок толстовцев, затем Чернов понял, что не разделяет их взгляды и перешел в кружок народовольца В.А.Балмашова. В Саратове он также общался с М.А.Натансоном, известным русским революционером. А в 17 лет был изгнан из последнего класса гимназии за связь с народовольцем А.В.Сазоновым. Может быть, поэтому у В.М.Чернова радикальные взгляды оформились очень рано.
Для политика необходимым качеством является умение располагать к себе людей, уметь руководить ими, быть лидером. Все эти качества начинают формироваться еще в детстве. Первые проявления лидерства заметны еще до школы, по отношению к братьям и сестрам. Серьезный характер обретают уже в кругу друзей. В это время семья играла большую роль, родственные связи были сильнее, чем сейчас, поэтому у многих лучшими друзьями были братья и сестры. Например, Милюков пишет, что с однокласникими мало сходился, а Керенский хотя и был общителен, но близко к себе никого не подпускал. В глубине души был замкнутым и скрытным. Но Милюков, зато был одним из лидеров в гимназическом кружке. Он от имени кружка написал письмо Ф.М. Достоевскому, с просьбой объяснить взаимоотношения народа и интеллигенции.
Значительное влияние на русских политиков начала XX века оказали семья и школа. Условия жизни, отношения с родителями, окружение формировало характер будущих политиков. Серьезное влияние на становление их личности имела и школа. Тип учебных заведений, отношение с одноклассниками, организация образовательного процесса определяли либеральные или радикальные взгляды государственных и политических деятелей. Родители, родственники, учителя, сами того не подозревая, создавали будущую историю.
Литература
- Макушин А.В. , Трибунский П.А. Павел Николаевич Милюков : труды и дни.
Источники
- Милюков П.Н. Воспоминания.
- Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.
- Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте : мемуары.
- Чернов В.М. Перед бурей.
Автор исследования
Пшеницина Юлия, г.Пермь, Лицей №4