Дарья Багумян. Интерактив с родителями

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Дарья Багумян

Интерактив:

1. Приветствие, создание благоприятной атмосферы, мотивации к взаимодействию с помощью игры "Хлопок" (1 мин)

- Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга с помощью известного жеста – взмах ладошкой. Спасибо. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получается? Сложно? Что делать? Нужна вторая ладошка. Вы можете предложить свою ладошку своим соседям и сделать хлопок. Давайте попробуем. Получается?! Вот так же вместе и активно мы можем решать возникающие в воспитании детей проблемы. И докажем это уже сейчас на нашем интерактиве.

2. Планирование интерактива с помощью приемов «Определения последовательности шагов» и соотнесения (2 мин).

- В ходе интерактива нам нужно будет выполнить последовательно ряд действий. У вас на столе есть карточки с указанием этих действий. Они даны в разброс. Работая вместе с соседом по плечу, расположите их последовательно.

- Давайте посмотрим какой план нас ждет. Соотнесите его с вашим вариантом:

1) Анализ проблемной педагогической ситуации;

2) Определение проблемы и педагогической задачи;

3) Установление причин проблемы;

4) Поиск оптимальных вариантов решения педагогической задачи;

5) Самоанализ участия в работе интерактива.

- Таким образом, нам вместе предстоит найти решение важной педагогической задачи.

3. Определение проблемы, формулировка педагогической задачи с помощью анализа педагогической ситуации и метода "Ранжирование". (3-4 мин)

Происходит анализ ситуации:

- Прочитайте и скажите, кто участники этой ситуации?

- Что известно о ... из ситуации?

- Подведем итог. Ответим на вопросы: Что нас не устраивает в ситуации? Какой ожидаемый результат? (Эти вопросы появляются на интерактивной доске). Работая в тех же диадах, найдите ответы и сформулируйте противоречие. Клише для формулировки - на доске. (На доске появляется фраза «С одной стороны ученица не …, с другой стороны, она может …»)

Работа в группах (триадах) - выдаются карточки с возможными проблемами педагогической ситуации (до 4). Эти проблемы нужно проранжировать - оценить и определить 1, 2, 3, 4 место - по степени значимости, исходя из конкретных условий данной ситуации. После 1,5 мин обсуждения триады представляют свои варианты.

Педагогическая задача поставлена.

4. Установление причин проблемы (3 мин)

Дан перечень причин, нужно в парах (с соседом) выбрать нужные причины.

5. Поиск эффективных вариантов решения педагогической задачи с помощью приема «Мозговая атака» и работы в группах (4 мин).

6. Самоанализ участия в работе интерактива с помощью рефлексивного приема «Чудесный ларец» (1 мин) - Проведем анализ содержания интерактива, взаимодействия и определим свое отношение к этому. - Что бы вы хотели положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном интерактиве. Обращение к плану интерактива (ставится галочка). - Уважаемые родители, работая в сотрудничестве, мы приобрели опыт решения проблемы, а еще опыт общения, взаимодействия и понимания другого. Спасибо!



Цель интерактивного взаимодействия: совместное определение участниками интерактива эффективных способов воспитания дисциплинированности у учащегося.

Задачи интерактивного взаимодействия:

- создать благоприятную рабочую атмосферу для сотрудничества участников интерактива;

- организовать совместную продуктивную деятельность родителей по определению проблемы нарушение дисциплинированности, ее причин, педагогической задачи и вариантов ее решения;

- провести рефлексивный анализ степени значимости для родителей интерактивного взаимодействия по решению проблемы нарушение дисциплинированности.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, флипчарт, памятки.

Ход интерактива:

1. Приветствие, создание благоприятной атмосферы, мотивации к взаимодействию с помощью игры «Меняемся местами» (1 мин). - Здравствуйте, уважаемые родители! В начале нашего взаимодействия я раздам вам разноцветные карточки, которые вам понадобятся в дальнейшем. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Вашей задачей будем быстро меняться местами, отвечая таким образом на вопросы и выражая свое отношение к каким-либо предметам, событиям, явлениям. Если ваш ответ отрицателен, то вы остаетесь на местах. Предлагаю поменяться местами тем, кто пил на завтрак чай? У кого черная обувь? У кого хорошее настроение? Кто хотел бы поучаствовать в сегодняшнем интерактиве и готов приступать? - Спасибо. Сейчас мы будем вместе активно решать возникающие в воспитании детей проблемы.

2. Планирование интерактива с помощью приемов «Определения последовательности шагов» и соотнесения (1 мин). - В ходе интерактива нам нужно будет выполнить последовательно ряд действий. У вас на столе есть карточки с указанием этих действий. Они даны в разброс. Работая вместе с соседом по плечу, расположите их последовательно. - Давайте посмотрим какой план нас ждет. Соотнесите его с вашим вариантом: 1) Анализ проблемной педагогической ситуации; 2) Определение проблемы и педагогической задачи; 3) Установление причин проблемы; 4) Поиск оптимальных вариантов решения педагогической задачи; 5) Самоанализ участия в работе интерактива - Таким образом, нам вместе предстоит найти решение важной педагогической задачи.

3. Определение проблемы, формулировка педагогической задачи с помощью анализа педагогической ситуации и работы в парах (3 мин). - Чему будет посвящен интерактив, вы сможете определить сами после чтения и анализа этой ситуации: Ученик Саша (10 лет) ни с кем не общается из класса. Утром говорит, что не хочет идти в школу. Родители не придают этому значения и отправляют в школу, не выслушав ребенка. В самой школе нарушает дисциплину, не слушается. Не идет на разговор со взрослыми, часто уклоняется в разговоре, прикрываясь фразой «я не знаю». - Прочтите вопросы к ситуации и подумайте как на них можно ответить. - В начале нашего интерактива вы выбрали карточки определенного цвета. Они сейчас нам понадобятся. Скажите, пожалуйста, кто участники этой ситуации? Отвечает на этот вопрос тот, у кого карточка синего цвета. - Что известно о мальчике из ситуации? Отвечает на вопрос человек с желтой карточкой. - Что известно о родителях из ситуации? Отвечает на вопрос тот, у кого карточка оранжевого цвета. - Подведем итог. Ответим на вопросы: Что нас не устраивает в ситуации? Отвечает тот, у кого карточка желтого цвета. - Какой ожидаемый результат? Отвечает человек с синей карточкой. - Давайте определим какой из пунктов плана мы уже смогли решить. - Далее, исходя из противоречия, выделим проблему. - Следовательно, педагогическая задача по решению проблемы состоит в чем? Предлагаю посовещаться с соседом по плечу и ответить на вопрос. Обращение к плану интерактива (ставится галочка).

4. Установление причин проблемы (5 мин). - Следующим нашим пунктом будет – установление причин проблемы. На доске вы видите множество причин разных проблем. Вашей задачей будет подумать и решить какие причины относятся именно к проблеме – нарушение дисциплины, то есть к проблеме нашей ситуации. И подумайте, пожалуйста, какие причины могут быть еще. - Какие причины вы выделили? - Давайте обобщим, какие причины мы нашли. 1.Низкая учебная мотивация. 2.Отсутствие сбалансированного режима дня. 3.Непонимание учебных предметов, трудности в усвоении изучаемого материала. 4.Привлечение внимания. 5.Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, которые связаны с демонстрацией своих возможностей. 6.Заниженная самооценка. 7.Плохое отношение с одноклассниками. 8.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Обращение к плану интерактива (ставится галочка).

5. Поиск эффективных вариантов решения педагогической задачи с помощью приема «Мозговая атака» и работы в группах (4 мин). - Предлагаю вам выполнить следующее задание в группах. Для того, чтобы определить в какой вы группе, посмотрите на цветные карточки, которые вы выбрали в начале интерактива (1 группа обозначается цифрой 1, 2 цифрой 2). Выполнять вы будете с помощью приема «Мозговая атака». У вас на столах есть листы А4 для записей и фломастеры. Вашей задачей будем придумать как можно больше вариантов решения данной проблемы. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. 1 группа прочтите. 2 группа дополните. 1.Поощрение ученика за выполнение заданий (использование положительно оценочных суждений). 2.Работа психолога с ребенком и его родителями. 3.Проведение учителем классного часа на тему «Как важен режим дня в жизни человека». 4. Организация совместной поездки учеников и их родителей. 5. Беседа с учеником о значении образования в жизни человека. 6. Родителям приучать ребенка к соблюдению режима дня. 7. Создание ситуации успеха. Снятие страха: объяснить ребенку, что ошибки – это явление нормальное и нужное. 8. Проведение игр на сплочение и взаимодействие учащихся. - Подведем итог выполнения задания. Назовите, какие способы вы будете применять, если с этой проблемой и подобной ситуацией вы встретитесь. Обращение к плану интерактива (ставится галочка).

6. Самоанализ участия в работе интерактива с помощью рефлексивного приема «Чудесный ларец» (1 мин) - Проведем анализ содержания интерактива, взаимодействия и определим свое отношение к этому. - Что бы вы хотели положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном интерактиве. Обращение к плану интерактива (ставится галочка). - Уважаемые родители, работая в сотрудничестве, мы приобрели опыт решения проблемы, а еще опыт общения, взаимодействия и понимания другого. Спасибо!

ИНТЕРАКТИВ С РОДИТЕЛЯМИ (ВАРИАНТ 2)

Ситуация: Ученица 3 класса перестала выполнять домашние задания. В индивидуальной беседе с учителем она объяснила причины неготовности тем, что раньше мама всегда ей помогала, а теперь ей некогда, она работает.

Цель интерактивного взаимодействия: совместное определение участниками интерактива эффективных способов формирования у третьеклассников умений самостоятельного выполнения домашних заданий.

Задачи интерактивного взаимодействия:

- создать благоприятную рабочую атмосферу для сотрудничества участников интерактива;

- организовать совместную продуктивную деятельность родителей по определению проблемы в выполнении домашних заданий ребенком, ее причин, педагогической задачи и вариантов ее решения;

- провести рефлексивный анализ степени значимости для родителей интерактивного взаимодействия по решению проблемы самостоятельного выполнения детьми домашних заданий.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход интерактива:

1. Приветствие, создание благоприятной атмосферы, мотивации к взаимодействию с помощью игры «Хлопок» (1 мин). - Здравствуйте, уважаемые родители! Давайте поприветствуем друг друга с помощью известного жеста – взмах ладошкой. Спасибо. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получается? Сложно? Что делать? Нужна вторая ладошка. Вы можете предложить свою ладошку своим соседям и сделать хлопок. Давайте попробуем. Получается?! Вот так же вместе и активно мы можем решать возникающие в воспитании детей проблемы. И докажем это уже сейчас на нашем интерактиве.

2. Планирование интерактива с помощью приемов «Определения последовательности шагов» и соотнесения (1 мин). - В ходе интерактива нам нужно будет выполнить последовательно ряд действий. У вас на столе есть карточки с указанием этих действий. Они даны в разброс. Работая вместе, расположите их последовательно. Время -30 сек. - Давайте посмотрим, какой план нас ждет. (Учитель показывает последовательность действий на интерактивной доске). Соотнесите его с вашим вариантом. (На слайде - 1) Анализ проблемной педагогической ситуации; 2) Определение проблемы и педагогической задачи; 3) Установление причин проблемы; 4) Поиск оптимальных вариантов решения педагогической задачи; 5) Самоанализ участия в работе интерактива). Таким образом, нам вместе предстоит найти решение важной педагогической задачи.

3. Определение проблемы, формулировка педагогической задачи с помощью анализа педагогической ситуации и работы в диадах (3 мин). - Чему будет посвящен интерактив, вы сможете определить сами после чтения и анализа вот этой ситуации (карточки разного цвета с педагогической ситуацией и вопросами для анализа учитель раздает родителям, а на интерактивной доске появляется ее текст и вопросы для анализа). На вопросы отвечаете, работая вместе с «соседом по плечу». - Прочитайте и скажите, кто участники этой ситуации? Отвечают на этот вопрос те, у кого карточка красного цвета. (Третьеклассница, учитель, мама) - Что известно о девочке из ситуации? Отвечают те, у кого карточка синего цвета. (Она перестала выполнять домашние задания, причины неготовности в том, что раньше мама всегда ей помогала, а теперь ей некогда, она работает) - Что известно о маме? Отвечают те, у кого карточка зеленого цвета. (Мама раньше помогала дочери в подготовке домашнего задания. Сейчас из-за работы она не делает этого) - Что известно об учителе? Отвечают те, у кого карточка красного цвета. (Учитель провела индивидуальную беседу и узнала от ученицы, почему она не выполняет домашние задания) - Подведем итог. Ответим на вопросы: Что нас не устраивает в ситуации? Какой ожидаемый результат? (Эти вопросы появляются на интерактивной доске). Работая в тех же диадах, найдите ответы и сформулируйте противоречие. Клише для формулировки - на доске. (На доске появляется фраза «С одной стороны ученица не …, с другой стороны, она может …») - Какое противоречие сформулировали те, у кого зеленая (красная, синяя) карточка? (После выборочных ответов родителей на доске появляется фраза «С одной стороны ученица не выполняет (не умеет, не хочет) самостоятельно домашние задания с другой стороны, она может приобрести опыт самостоятельного выполнения домашней учебной работы».). - Исходя из противоречия, выделим проблему. Проблема чего? (проблема неумения (или нежелания) самостоятельно готовить домашние задания третьеклассницей). (На доске появляется запись проблемы) Следовательно, педагогическая задача по решению проблемы состоит в чем? Найдите ответ в диадах. (Учитель предлагает высказать предполагаемые формулировки педагогической задачи участникам интерактива). - Итак, педагогическая задача – как помочь третьекласснице приобрести опыт самостоятельного выполнения домашних заданий. (На слайде запись педагогической задачи). - Давайте обратимся к плану интерактива. Какие важные действия выполнены? (Показ слайда с планом интерактива, выделение знаком «галочка» выполненных шагов).

4. Установление причин проблемы с помощью методов «Перекрестные диады» и «Автобусная остановка» (5 мин). - Чтобы установить причины, из-за которой возникла проблема неумения (или нежелания) самостоятельно готовить домашние задания третьеклассницей, необходимо обновить состав диад. Они будут построены по принципу перекрестных, то есть вашим новым собеседником будет тот, кто сидит напротив вас. Встаньте и займите место в новом составе на трех автобусных остановках. В разных концах аудитории прикреплены таблички с названиями «Остановка 1» и т.д.) - Задача каждой диады в течение 1,5 минут определить причины проблемы. Нужно дать краткий письменный ответ на вопрос «Почему девочка не может самостоятельно приготовить домашние задания?». Для этого на каждой остановке есть листы бумаги и фломастеры. Через 1,5 мин вы переходите на следующую по порядку остановку, читаете оставленные предыдущими «пассажирами» причины, исправлять их нельзя, добавляете к ним свои, и потом новая остановка на 1, 5 мин. Последней будет та, с которой началось ваше автобусное путешествие. Задание выполняется под музыку, как только звук отключается – вы делаете переход на другую остановку. (Участники в течение 5 мин выполняют задание). - Давайте обобщим, какие причины вы нашли. (На выбор учителя одна из диад зачитывает причины, которые ведущий просит по необходимости прокомментировать или дополняет. Например, причины, которые могут быть установлены участниками интерактива у этой проблемы: - стиль семейного воспитания – контроль родителей за учебной деятельностью дочери, в этом случае у нее не развивается самоконтроль, и нет потребности в этом. В некоторых семьях считают помощь школьнику в подготовке домашних заданий родительским долгом, беспокоятся, чтобы успеваемость была хорошей; - непонимание учебных предметов; трудности в усвоении изучаемого, и тогда вся надежда на родителей, которые объяснят или помогут сделать; - боязнь сделать не так домашнее задание, а потому ученица ждет проверки родителей, их контроля, выполненного им или поддержки; - отсутствие сбалансированного режима дня, ребенок не успевает сделать сам и ждет помощи взрослых; - избалованность или лень ученицы). - Обратимся к нашему плану интерактива – мы установили причины проблемы (работа со слайдом). Теперь – поиск вариантов решения педагогической задачи.

5. Поиск эффективных вариантов решения педагогической задачи с помощью приема «Ранжирования» и работы в триадах (4 мин). - Дан перечень возможных способов решения педагогической задачи. Прочитайте их. Вы можете дописать свои способы. Зная причины, проранжируйте их по эффективности. На 1 место ставим самый эффективный, на 2 место менее эффективный, чем первый и т.д. Это задание выполнятся в триадах и по карточкам. (Например, в карточке могут быть указаны следующие способы: - использовать положительные оценочные суждения (в семье и в школе) при положительной динамике в подготовке домашних заданий, - отмечать самостоятельность и ответственность школьницы при выполнении каких-либо других заданий (поручения, участие в проектах, выполнение домашних обязанностей); - родителям приучать ребенка к соблюдению режима дня; - подготовить вместе с дочерью ее рабочее место для выполнения домашних заданий; - учителю, и родителям согласовать единые требования к ученице, быть последовательными в них, предъявлять их в системе и постепенно; - учитель может порекомендовать алгоритмы выполнения заданий, способы работы над изучаемым, провести консультации; - обучение умениям самоконтроля (с образцом, с правилои, с текстом и др.)) - Подведем итог выполнения задания. Назовите, какие способы вы будете применять, если с этой проблемой и подобной ситуацией вы встретитесь. - Обратимся к плану интерактива и мы видим, что остался самоанализ или рефлексия своих действий, мыслей и чувств.

6. Самоанализ участия в работе интерактива с помощью рефлексивного приема «Чемодан, мясорубка, корзина» - Проведите анализ содержания интерактива, взаимодействия и определите свое отношение к этому с помощью вот этих предметов. (На слайде изображения предметов и их значение: - чемодан – все пригодится в дальнейшем - мясорубка – информацию еще нужно переработать - корзина – все выброшу). - Назовите выбранный вами предмет. - Уважаемые родители, работая в сотрудничестве, мы приобрели опыт решения проблемы, а еще опыт общения, взаимодействия и понимания другого. Спасибо!


Формы и методы организации интерактивного взаимодействия


1. Формы и методы интерактивного взаимодействия, направленные на создание благоприятной атмосферы и работоспособности в группе, мотивации к взаимодействию

Упражнение «Ассоциации». Ведущий называет слово, а его сосед слева должен быстро назвать слово-ассоциацию и так дальше. В результате возникает цепочка слов.

Упражнение «Снежинка». Каждый участник получает салфетку и молча, не глядя, как такую же операцию проделывают другие, выполняет следующие действия: складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол; снова складывает листок вдвое, отрывает правый верхний угол; в третий раз проделывает то же самое; и в последний, четвертый раз складывает вдвое листок и отрывает правый верхний угол. Затем каждый разворачивает листок и демонстрирует то, что у него получилось. Участники сравнивают, какие снежинки у них получились - одинаковые или разные, непохожие. Ведущий обращает внимание участников на то, что хотя все выполняли упражнение по одной инструкции, снежинки у них получились разные. Так и люди не похожи друг на друга, каждый имеет свою индивидуальность.

Игра «Поменяться местами». Ведущий называет какой-либо признак, например, «Меняются местами те, кто родился летом» и эти участники должны быстро подняться со своего места и пересесть на освободившееся. тот, кто не успел занять место, становится водящим и называет следующий признак для обмена местами.

Игра «Угадай предмет». Ведущий раздает каждому участнику карточку, на которой написано одно слово. Задача игрока объяснить его быстро и ясно, чтобы остальные определили его.

2. Формы и методы, подводящие к проблеме интерактивного взаимодействия, поиску ее причин и формулировке педагогической задачи

«Группировка». Дается ряд слов-признаков, относящихся к проблеме (они могут быть взяты в том числе и из ситуации) и ряд других, возможно противоположных первым. Задача участников - разделить все слова на две группы и каждой группе найти обобщающее понятие. Эти понятия выводят на проблему.

Игровой прием «Шифровка». Слово, обозначающее проблему, введено в ряд бука. Нужно зачеркнуть лишние буквы и определить слово – проблему.

Метод «1х2х6». Ведущий после анализа педагогической ситуации предлагает всем участникам индивидуально в течение 30 сек определить ее проблему и записать на карточке. Потом участники разбиваются на пары. Им предлагается в течение 1 мин сравнить записи по определению проблемы каждого из участников и создать общий текст, дополнив и откорректировав его содержание. Затем пары объединяются в творческую группу из шести человек. Они сравнивают в течение 1,5 мин варианты записей, созданных в парах, дополняют, корректируют и представляют окончательный вариант.

Метод «Микрофон». После анализа педагогической ситуации задать вопрос о проблеме. Предложить участникам какой-нибудь предмет, который будет играть роль воображаемого микрофона. Давать слово только тому, кто получает «микрофон». Предложить ученикам говорить быстро и лаконично. Их ответы не комментировать и не оценивать. Потом сделать обобщение, подводящее к проблеме.

Метод «Ранжирование». После анализа ситуации предлагаются в триады (тройки участников) карточки с возможными проблемами педагогической ситуации (до 3-4). Эти проблемы нужно проранжировать - оценить и определить 1, 2, 3, 4 место - по степени значимости, исходя из конкретных условий данной ситуации. После 1,5 мин обсуждения триады представляют свои варианты.

Метод Мозговая атака» - «Пять слов – три слова». Участники объединяются в триады, и каждый пишет на отдельном листе 5 слов, которые сразу же возникли, когда речь зашла о проблеме. Затем, объединившись, они их обсуждают, отбрасывают повторяющиеся. На большом листе бумаги секретарь триады записывает три слова, наиболее удачно характеризующие проблему. Листы вывешиваются на доске. Спикер триады объясняет их выбор. Если время мало, то достаточно записи слов.

Прием «Корзина идей». Задается прямой вопрос о том, что известно участникам по той или иной проблеме (например, о причинах проблемы). Сначала каждый записывает все, что знает на листке. Затем происходит обмен информацией в парах или тройках. Далее по кругу называют какое-то одно сведение, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей). Все сведения кратко записываются ведущим в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. После этого ведущий комментирует записанное и обобщает, дополняет или корректирует данную информацию.

Приемы на соотнесение, выбор лишнего. Ведущий готовит карточки с перечислением причин проблемы, добавляя к ним те, которые не относятся к данной проблеме. Задача участников - найти лишние и соотнести оставшиеся с проблемой.

3. Формы и методы, для обсуждения сложных и дискуссионных проблем.

Метод «Углы». На листах бумаги представляются различные точки зрения по проблеме и они нумеруются. Ведущий объявляет, какая точка зрения в каком углу размещена. Предлагается участникам присоединиться к какому-нибудь углу. Участники каждого угла объединяются в пары и рассказывают друг другу причины выбора данной позиции. Вместе со своим партнером объединяются с другой парой из того же угла и пересказывают причины выбора их партнера. В каждом углу выбирается спикер, который рассказывает всей аудитории причины, названные в его углу.

Метод «Займи позицию (шкала мнений)». Перед использованием этого метода нужно подготовить четыре карточки с фразами «За», «Скорее за», «Скорее против», «Против» и разместить их в аудитории. Ведущий задает аудитории дискуссионный вопрос и дает время подумать над их позицией по этому вопросу. Далее все участники подходят к «шкале мнений» (карточки со словами) и занимают позицию - то есть встают у соответствующего их мнению варианта ответа. Каждому нужно уточнить свою позицию, объяснить ее, привести аргументы в пользу. В конце ведущий предлагает тем, кто желает, поменять свою позицию. Нужно спросить – почему это произошло? Важно грамотно подвести итоги этого обсуждения: выделить интересные аргументы, сильные доводы, проанализировать количественный состав относительно позиций.

Метод «ПОПС-формула». ПОПС: позиция - обоснование - пример –следствие. Этот метод учит вести дискуссию. Участники последовательно озвучивают свою позицию, дают ей обоснование, приводят пример и прогнозируют следствие. Чаще ПОПС-формулу сочетают с методом «Займи позицию».

Метод «Хорошо или плохо» применяется для рассмотрения проблемы с разных точек зрения. Ведущий сообщает проблему для обсуждения. Участники рассматривают эту проблему с разных точек зрения, называя хорошие и плохие стороны, при этом заполняется таблица «хорошо – плохо» с аргументами.

Метод «Выбор». Необходимо подготовить три таблички со словами «да», «нет», «может быть» и разместить их в разных местах аудитории; небольшой мячик; вопросы (7-10) по проблеме. Ведущий задает вопрос, и участники выбирают место под одной из табличек. Потом ведущий кидает мяч некоторым из них, и они должны аргументировать свой выбор ответа.

Метод «Пустое кресло». На 3-4 стульях разложить мнения на поставленную проблему разных людей, записанных на альбомных листах бумаги и лист со знаком вопроса «?». Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у избранной точки зрения. Тот, кто имеет совершенно другое мнение, становится у знака «?». Ведущий ставит ещё один стул и начинается дискуссия. Если кто-то хочет высказаться, то он садится в пустое кресло. В кресле можно сидеть одновременно только одну минуту.

Метод «Дебаты». Посвящается однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа – подбирает аргументы, а вторая – разрабатывает контраргументы. Важно соблюдать время раундов, поочередно высказывать свои позиции, задавать вопросы, опровергать позицию оппонентов.

4. Формы и методы для поиска вариантов разрешения проблем.

Метод «Мозговая атака» - карусель. Работа проводится в диадах. Каждая диада подучает лист с вопросом. Например, указать проблему или перечислить ее причины. За отведённое время, например, 1 мин, пишется ответ и передается лист следующей диаде. Они читают ответы и дополняют своими. Далее лист попадает в третью диаду. После дополнения, каждая пара вновь получает свой лист. Делается вывод, что было добавлено

Метод «Перекрестные группы или пары». Участники разбиваются на диады и ищут решение проблемы в течение определенного времени. Потом их состав меняется, например, все первые участники диады образуют одну минигруппу, все остальные – другую. Каждый из участников рассказывает группе о результатах работы в первом составе. В результате новый состав групп принимает решение и доносит его до остальных.

Метод «Мозговой штурм». Четко определить проблему, тему или вопрос для «мозгового штурма». Выбрать спикера группы, который будет вести обсуждение, и стимулировать появление новых идей. Выбрать секретаря, который записывает идеи. Донести правила «мозгового штурма»: никакой критики и оценки; чем больше идей, тем лучше! Потом проводится второй этап мозгового штурма - оценка и классификация выдвинутых идей, выбор решений.

Метод «Автобусная остановка». Автобусные остановки размещаются в разных углах аудитории, чтобы в процессе обсуждения диады не мешали друг другу. Для работы понадобятся 6 человек, 3 диады. Каждая пара должна встать возле остановки. Предлагается тема для проработки. На каждой остановке расположен ватман. Задача каждой группы – записать на листе основные моменты, относящиеся к вопросу. В течение 2 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 2 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 2 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она знакомится с материалом и представляет его.

Метод «Педагогический салат» используется на обучающем семинаре с коллегами. На столе находится салатница. Коллеги, представляя идею по способам решения проблемы, опускают в салатницу жетон, символизирующий идею. Затем жетоны перемешиваются, получается «салат», рецепт записывается и выбирается оптимальное решение.

Метод «Древо мудрости». Участникам предлагается записать на «листочках» трудные, непонятные спорные вопросы в реализации проблемы, и прикрепить их к Древу мудрости. Затем каждый по очереди подходит к дереву, «срывает листок», пытается ответить на вопрос. При затруднении обращаются к другим педагогам или к Мудрецу (ведущему).

Метод «Дерево предсказаний». Ствол дерева - проблема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Метод «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы». В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определённые в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

- Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

- Верхние косточки - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

- Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, указанных на схеме.

- Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Метод «Проектирование вариантов ответа или решения сложной (дискуссионной) проблемы при различных условиях». Например, участникам предлагается представить, как бы они решил ту или иную проблему, если бы были психологом, социальным педагогом, родителями, младшими школьниками, первоклассниками. Можно поместить эту проблему в разное время и эпохи, в разные страны.

Метод «Разыгрывание ситуаций по ролям, проигрывание сценки». Учитывая, что интерактив ограничен во времени, а применение интерактивных методов - ролевых и деловых игр – обычно требует большей продолжительности, то данный метод может выполнить некоторые их функции. Сущность его заключается в том, что участники временно «принимают» определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как они считают, соответствуют ей.

Метод «Острое блюдо». Помогает определить способы решения проблемы. Для этого ведущий готовит карточки с педагогическим ситуациями, их тематически объединяет рассматриваемая проблема. Они кладутся в «перечницу», и участники передают ее под музыку. Неожиданно она прерывается на ком-либо, его задача – взять карточку, прочитать вопрос или ситуацию и дать ответ.

Метод «Незавершенная фраза». На карточках даются вопросы или ситуации, в которых нет решения. Задача участников – завершить фразу.

5. Приемы рефлексивной деятельности, установления обратной связи.

Прием «Одним словом». Участникам необходимо выбрать 1 или 3 слова, которые наиболее точно передают их состояние на интерактиве из следующего ряда – раздражение, злость, радость, равнодушие, удовлетворение, вдохновение, скука, тревога.

Прием «Светофор». Участники сигналят карточками: зелёной – побольше таких занятий, поучительно; жёлтой – понравилось, но не всё, интересно; красной – занятие не понравилось, скучно.

Прием «Незаконченное предложение». Участникам нужно выбрать одну из фраз и завершить ее.

   - сегодня я узнал (а)…
   - было интересно…
   - было трудно…
   - я понял, что…
   - теперь я могу…
   - я приобрел…
   - я попробую…
   - меня удивило…    

Прием «Ладошка». Участникам предлагается на листе обвести свою руку. Каждый палец - это какая - то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

   Большой палец – для меня важно и интересно;
   Указательный палец - мне было трудно (не понравилось);
   Средний – для меня было недостаточно;
   Безымянный палец – мое настроение;
   Мизинец – мои предложения.

Прием «Дерево цели». На листе ватмана изображено дерево. Каждый участник прикрепляет листочек зелёного цвета. На одной стороне они пишут свою личную цель - чтобы он хотел узнать, понять, какую информацию получить по данной теме. В конце интерактива каждый участник пишет на своем листке, достиг ли он цель частично или полностью.

Прием «Корзина идей». Ученики записывают на листочках свое мнение об интерактиве, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешочек), затем выборочно ведущим зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Мнение на листочках высказываются анонимно.

Прием «Синквейн». Это способ творческой рефлексии, который позволяет в художественной форме оценить изученное понятие, процесс или явление. В данном случае информация не только более активно воспринимается, но и систематизируется, и оценивается. Слово происходит от французского «5». Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное); 2 строка – описание предмета (два прилагательных); 3 строка – описание действия (три глагола); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Прием «рефлексивная мишень». На листе бумаги рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора. В каждом из секторов записываются параметры – аспекты рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, сектор 1 – оценка содержания; сектор 2 – оценка формы, методов взаимодействия; сектор 3 – оценка деятельности педагога; сектор 4 – оценка своей деятельности. Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером 4 раза (по одному в каждый сектор) «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им в «молоко» - или в поле 0 на мишени, если выше, то в поле «5». Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко» - в поле мишени «10». После того как каждый участник взаимодействия «выстрелил» (поставил 4 отметки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на общее обозрение и педагог организует комментарий учащимся полученного результата.

Метод «Зарядка». Участникам педагогического взаимодействия, вставшим в круг, педагог предлагает через выполнение определённых движений дать оценку отдельным компонентам (содержание, методы, деятельность творческих групп, своя деятельность, деятельность педагога, игры и др.), этого взаимодействия, а также выразить своё отношение к этим компонентам. Движения могут быть следующие: - присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение; - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение; - согнуть руки в локтях – хорошая оценка, позитивное отношение; - поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение. Ведущий знакомит участников со всеми движениями, объясняя их значение. Каждый участник, после того, как педагог называет тот или иной компонент состоявшегося взаимодействия, по своему усмотрению производит какое – либо движение.

Персональные инструменты
Инструменты