Виртуальный класс по истории школы №185 города Нижнего Новгорода
Руководитель виртуального класса: Серебренникова Татьяна Владимировна
Особенности российской цивилизации
Дискуссии о сущности России в основном можно свести к четырём точкам зрения:
1. Россия относится к Восточному типу цивилизации.
2. Россия относится к Западному типу цивилизации.
3. Россия относится к особому цивилизационному типу, сочетающему элементы Восточного и Западного типа цивилизаций.
4. Россия – механическое смешение цивилизаций, относящихся к разным цивилизационным типам.
Западники и славянофилы
Западничество и славянофильство - направления русской общественной мысли 40—50-х годов XIX века. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, написанное в 1839 году послужило толчком к окончательному оформлению обоих течений и стало поводом к началу дебатов.
Вопросы для сравнения |
Западники |
Славянофилы |
|
1. Основатели течения |
И. С. Тургенев, В .С. Соловьев, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский, Б. Н. Чичерин, В. П. Боткин
|
А. С. Хомяков, братья Аксаковы, братья Киреевские, Ю. Ф. Самарин |
|
2.О месте России во всемирной истории |
Нет принципиальной разницы между историей России и историей ведущих европейских государств. Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития |
История России самобытна, непохожа на историю других стран. Россия - отдельный мир противостоящий Западу |
|
3.Отношение к Петру I |
Петр I - великий реформатор. Он вывел Россию из пропасти, помог встать на путь цивилизации, войти в европейское сообщество. На что в России ни взгляни, все начато Петром I |
Идеализировали допетровскую Русь. Петр I своими реформами привёл к разрушению самобытности Руси, порче русского характера, привёл к ненужным заимствованиям у Запада, внёс раскол в русское общество, усилил крепостное право.] |
|
4.Отношение к крепостному праву |
Отрицательное. Выступали за отмену крепостного права сверху, за освобождение крестьян с предоставлением земли за выкуп. |
Отрицательное. Выступали за отмену крепостного права сверху, за освобождение крестьян с предоставлением земли за выкуп. |
|
5.Отношение к крестьянской общине |
Отрицали особую роль общины |
Община - основа самобытности России,образцовая форма хозяйства, гарантия от обнищания, воспитывает крестьянина в соответствии с христианскими заповедями. Община должна свободно развиваться, её нужно освободить от власти помещиков и чиновников. |
|
6.Отношение к православию |
Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов. |
Православие предопределило самобытность России, сформировало характер русского народа (миролюбие, равнодушие к политике, неприятие революции). Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа. |
|
7. Представление о государственном устройстве |
Ограниченная монархия, парламентский строй, демократическая свобода. |
Монархия+совещательное народное представительство. Монарх, управляющий государством, не должен вмешиваться во внутреннюю жизнь народа. Его задача поддерживать традиции, советоваться с обществом. Необходимо при царе создать Земский всесословный собор, выражающий интересы народа. Сила власти - царю, сила мнения - народу. |
|
8.Путь устранения недостатков (Как нужно решать социальные вопросы) |
Отрицали революцию. За проведение реформ сверху. Просвещённому императору при поддержке общества по силам провести все необходимые перемены. |
Отрицали революцию. За проведение реформ сверху. Просвещённому императору при поддержке общества по силам провести все необходимые перемены. Необходимо устранить искажения народной жизни, допущенные в послепетровское время, и после этого идти по своему самобытному пути. |
|
|