Большие Бакалды, село, Нижегородская область

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Перейти к: навигация, поиск

Расположение

Большие Бакалды расположены в 20 километрах от районного центра Бутурлино.

Происхождение названия

Своё начало Большие Бакалды берёт в далёком XIII веке во времена татарского нашествия . Слово " Бакалды" произош­ло от татарского "ба" - большое и "калда" - загородь, огороженное место. "Большими" оно названо потому, что в некотором отдалении содержались меньшие стада скота (деревня Малые Бакалды).

В.И. Даль[1] в своём словаре определяет название села иначе: "Бакалда - глухой заливец, поемная яма, колдобина; ямина, которая заливается водой по весне и остаётся как бы озерком..."

История села

В "Географическо - статистическом словаре Российской империи" П.П.Семёнова о селе написано: "Бакалда, село Нижегородской губернии,Княгининского уезда, в 23 верстах к юго - западу от города Княгинина при пруде и колодцах. Число жителей 1327 душ обоего пола, 209 дворов, 2 фабрики, на которых ткут полотна и салфетки. Жители занимаются хлебопашеством и садоводством".

До наших дней сохранились сведения о том, что около Криковского леса русские дружины 3 дня ждали нападения татар , но те всё не появлялись, и наши воины посчитали, что одержали победу без боя. В это время татары напали на русскую дружину врасплох и уничтожили её. У прибывших татар было много скота. Места для его выпаса в окрестности оказались под­ходящими . Пленных русских татары определили охранять скот. С этого времени и пошла застройка села Большие Бакалды. Первые постройки располагались на месте так называемого "Старого порядка" (улица Первомайская), часть строений была на "Салове"(неофициальное название ул. Садовой). Постройки были очень редки­ми, разбросанными. С образованием централизованного Русского государства началось закрепощение крестьян. Первым помещиком Б. Бакалд был полковник Шишковский(по другим источникам Шешковский), очень жестокий человек. Шишковский прославился как деспот при подавлении восстания Разина, и такая слава прошла о нём по всей Руси, что его крепостным крестьянам, в том числе и из Бакалд, уступали место на постоялых дворах, базарах, боясь мести их владельца. Первая церковь в Бакалдах была деревянная, находилась на месте современного сельского магазина. Около церкви располагалось кладбище. Позднее была построена каменная церковь. Её праобразом является Храм Христа Спасителя[2] в Иерусалиме. Строили её ещё при крепостном праве. Кирпичи таскали на верх бесплатно крепостные крестьяне. Вторым владельцем села был Митусов Григорий Петрович - внук Шишковского. Жил в Санкт-Петербурге, управляющим у него был немец Лева (известно лишь переделанное на русский манер имя). Усадьба барина находилась на месте современного Дома культуры. Около усадьбы раски­нулся пруд и большой сад. В пруду водилось много рыбы, преимущественно карась. Ловили только барину. Крестьянам ловля рыбы запреща­лась. Во время владения Митусова у церкви построили колокольню. Об оконча­нии работы над колокольней было сообщено помещику в Санкт-Петер­бург. Он выехал на шестерке лошадей принимать колокольню. Помещика вышло встретить много народа и впереди всех был управ­ляющий. Около "Бурены" (народное назвние современной ул.Новай) встретили барина. Когда Митусов посмотрел на колокольню, то сказал, что видит не колокольню, а морковку. Я, говорит, хотел бы, что б в неё было заложено более ста тысяч пудов, и видна была бы она на большое расстояние. Так помещик и не принял колокольню, но велел управляющему и подрядчику приехать в Санкт-Петербург. Помещик отличался тяжёлым нравом, поэтому подрядчик, не доехал до столицы, отравился. Оказывается, средства, которые были отпущены барином на постройку колокольни, были присвоены, а из кирпича, который должен быть вложен в колокольню, были выстроены дома в Базине (ныне часть Бутурлина), которые существуют и в настоящее время. Бакалды пересекал большой овраг. Было указано каждому домохозяину ежедневно привозить в этот овраг определенное количество возов глины для его засыпки. Сейчас здесь живут Кармановы, Басовы и Карповы. Вокруг Бакалд находились леса, которые в настоящее время практически все вырублены. Жители Бакалд делились на три категории: зажиточные крестьяне (например, Глазковы и Королевы); бедняки, имевшие лошаденку и набольшой земельный надел; "келейные" - безлошадные. Этим людям не давали даже места для строительства в порядке. Они селились под горой.

Старообрядчество - особая страница в истории Бакалд. Неселение села состоит из «новообрядцев» и «старообрядцев». Трудно сказать, что явилось причиной переселения людей старой веры именно на бакалдские земли и когда это произошло. Скорее всего, в конце XVII – начале XVIII века. Именно в это время раскольники устремились в места, где можно было укрыться от преследования властей и официальной церкви. Немаловажную роль, видимо, сыграла близость к родине Аввакума[3] – Закудемскому стану, где в 1672 году произошло массовое самосожжение старообрядцев, протестовавших против ущемления их прав. Кроме того, близлежащее Мурашкино являлось главным центром встреч старообрядцев Казанской и Симбирской губерний. С тех пор прошло немало времени. Оно почти стёрло различия между разноверцами. Но в селе по - прежнему действуют два кладбища: для старообрядцев и «новообрядцев».

Бакалды знамениты своими вишнёвыми садами. Выращивание и продажа вишни уже несколько столетий являются промыслом жителей села. Бакалдцы всегда рады гостям в уникальном Музее вишни!

Персональные инструменты
Инструменты
Акция час кода 2018

организаторы проекта