Ашап
История
Село Ашап - одно из самых крупных и красивых в Ординском районе. Своё название оно получило от завода Ашап, который, в свою очередь, был назван по имени реки.
Существует несколько версий происхождения слова «Ашап». По одной из них - это видоизменённое коми-пермяцкое слово «ошаб», состоявшее из двух слов: «ош» - медведь, «аб» - вода, т.е. «медвежья вода» или река, вблизи которой водятся медведи.
Первоначально недалеко от завода - Ашапа была небольшая татарская деревушка (около 5 дворов), точной даты её возникновения не сохранилось, впервые упоминается в 1679 году. Бурному росту населения способствовала постройка медеплавильного завода.
В конце XVII плодородные и богатые медистым песчаником земли по рекам Сылве и Ирени, их протокам привлекли внимание заводчика Никиты Демидова. 14 апреля 1703 г. он пишет лично царю, просит дозволить ему «обыскать» место на Кунгуре, пригодное для постройки железного завода. А 18 апреля уже последовал царский указ, согласно которому Демидову разрешалось и предписывалось немедленно приступить к строительству завода.
Но мечтам крупного заводчика осуществиться тогда было не суждено. Крестьяне Кунгурского уезда предъявили свои требования. Прослышав о планах строительства новых заводов и приписке к ним крестьян для работы, они решили взяться за оружие. Толчком послужило увеличение повинностей по обслуживанию действующих Невьянского и Каменского заводов. Открытие месторождения медной руды на Ирени, строительство новых заводов ставило вопрос об эксплуатации уже действующих. Критическая обстановка в Ординской винокурне тоже ускорила вспышку восстания. Начались стихийные выступления крестьян, перешедшие в крупное восстание с походом на Кунгур. Оно было подавлено.
Однако мечты своего отца смог осуществить его сын Акинфий Демидов. Наш край не давал ему покоя едва ли не с первого знакомства с Уралом. Выбор места строительства Ашапского завода был не случаен. Здесь были хорошие запасы леса и природных ресурсов, сравнительно близко расположены залежи руды, выгодное расположение рек Сылвы, Ирени и их притоков. Он покупает у карьёвских татар за 386 рублей 36900 десятин земли.
Указом Берг-коллегии от 1 июня 1741 года А. Демидову было разрешено начать строительство медеплавильного завода.
Первоначально площадка для строительства была выбрана в 13 км от места впадения реки Ашап в Ирень вверх по течению. Уже начаты были земляные работы. Однако вскоре строительство перенесли на 5 км ниже по течению. Причиной переноса была, скорее всего, удалённость будущего завода от пристани на реке Ирень. Новая площадка была выбрана недалеко от маленькой татаркой деревушки Куль-Авыл («Озерки»), жители которой с началом строительства переселились ниже по течению. Вот здесь-то река и была перекрыта плотиной длиной 160 метров с 8 водяными колёсами. Ниже её было построено 3 заводских корпуса. Чтобы поддерживать в порядке заводское хозяйство, на заводе имелись и подсобные производства: слесарня, лесопилка, печь для обжига кирпичей.
Одновременно строилось и селение. Его центр составляли площадь, правление, господский двор и деревянная церковь. Позже, в 1825 году, вместо деревянной будет построена кирпичная церковь. Село строилось строго по архитектурному плану. В нём были лишь 4 длинные прямые улицы, которые так и именовались: Первая, Вторая, Третья и Четвёртая. Завод приступил к работе 30 октября 1744 года и просуществовал 125 лет. Основным производством Ашапского завода была выплавка черновой меди (так называли «медный чугун»), переплавка и очистка её, а также передел чугуна для получения железа.
Для выплавки черновой меди завод имел 6 плавильных печей мощностью 200 пудов меди в сутки каждая. Производство меди в 1744 г. составило 282 пуда 19 фунтов, в 1745 г. - 800 пудов 2 фунта, в 1802-1804 годах - 2 - 2,6 тыс., в 1807 - 5,2 тыс. пудов. Очищалась черновая медь на одной особой печи. Для обжига поступала медь и с более крупного Бымовского завода, который испытывал трудности с топливом, так как выжег свои окрестные леса.
С 1780 по 1869 год кроме меди Ашапский завод занимался железоделательным производством. По Чусовой, Сылве, Ирени сюда доставлялись чугунные болванки. Здесь они перековывались, для чего завод располагал двумя кричными и шестью кузнечными горнами. В 1802 - 1804 годах выковывалось 15 - 20 тыс. пудов железа (240 - 300 тонн). Железо в Ашапе перековывалось потому, что мощность водяных колёс с лихвой обеспечивала энергией и медное, и железное производство. Демидовым полная загрузка завода обеспечивала дополнительные прибыли.
Мягкое, устойчивое к коррозии ашапское железо имело в своём составе 1% меди и пользовалось большим спросом. Кровельное железо на Гостином дворе в Екатеринбурге благополучно пролежало 200 лет.
В 40-е годы XVIII на Ашапском заводе работало 932 человека. Они делились на две категории: 850 приписных крестьян и 82 крепостных рабочих. Указом от 1 июня 1746 г. государственные крестьяне Покрово-Ясыльской, Медянской, Судинской и Карьёвской волостей (12 населённых пунктов) подушную подать обязаны были отрабатывать на Ашапском заводе. Они рубили дрова, выжигали уголь, копали руду. На этих работах было занято 1500 человек.
Квалифицированные работы выполняли крепостные рабочие. В большинстве своём они были из Уткинского, Молёбского и других заводов, откуда их перевёл Демидов. Кроме того, государство «арендовало» заводу заключённых. Один из околотков Ашапа так и назывался «Казамат» (искажённое «Каземат»), а мост Казаматским. Число крепостных постоянно возрастало. В 1773 г. на 1080 приписных приходилось 285 крепостных, в 1809 г. - на 1407 приписных - 430 крепостных крестьян.
30 октября 1744 года приступил к работе Ашапский медеплавильный завод.
В декабое 1773 года волна восстания захлестнула Уфимский и Бирский уезды. В гражданскую войну включились люди Суксунского, Ашапского, Бымовского и Уинского заводов. 29 декабря пугачёвцы вступили в завод Ашап. После продолжительного митинга у заводской конторы и объявления пугачёвских манифестов большинство населения перешло к повстанцам. Затем, собрав небольшой отряд, отстранили приказчика Блинова, взяли руководство заводом в свои руки. А Василий и Евсей Лущагины, Ника Вепрев и другие (всего 17 ашапцев) ушли с пугачёвцами в поход на Кунгур.
Восстание было подавлено. Многие из заводских рабочих были сурово наказаны. После подавления восстания условия труда на заводе не улучшились. Наоборот, усилилась слежка. Демидов был зол нетолько на рабочих, но и на приказчика Блинова. Участилось бегство с завода. Так, в 1782 году жителей на заводе осталось только 285 ревизских душ.
Тяжёлые условия труда принудили рабочих к борьбе. На этот раз к борьбе экономической. Они обрушили свой гнев на завод, который подожгли в 1836 году. От пожара сильно пострадало и село. Поджог завода со временем совпадает с третьей волной народного гнева в Сылвенско-Иренском поречье и является продолжением вооружённого восстания крестьян в июне 1835 года волостей Карьёвской, Ординской, Ясыльской и многих других. В течение 1837 - 1838 годов последствия пожара были ликвидированы, завод и село заново отстроены.
В середине XIX века демидовские заводы стали сдавать свои позиции. В связи с ухудшением работы над заводом указом царя было учреждено специальное Попечительство для оказания помощи в случаях кризисного состояния. 8 апреля 1847 года Попечительство обратилось к Министру финансов с просьбой передать суксунские заводы под казённый присмотр. В 1848 году судьба суксунских заводов была решена следующим образом: обременённые долгами владельцы заводов флигель-адъютант полковник Пётр Грирорьевич и гвардии штаб-ротмистр Павел Григорьевия Демидовы передали их во владение Высочайше утверждённого Товарищества Суксунских заводов, состоящее из самих владельцев и их кредиторов, сроком на 12 лет. Главным акционером был пароходовладелец Каменский. Так закончилось более чем столетнее владение Демидовых суксунскими заводами.
Хотя заводы вновь заработали, основное внимание уделялось Суксуну. В результате Ашапский завод вначале остановил переделку чугуна, в 1864 году - плавку меди. В 1869 году в результате пожара завод сгорел и более не восстанавливался.
Впоследствии недействующий завод вместе с землёй был приобретён помещицей Лидией Владимировной Козловой, которая, в конце концов, распродала землю отдельными частями различным обществам крестьян. Так закончилась история Ашапского медеплавильного завода, хотя село ещё долго продолжало называться заводом-Ашапом.
--Ольга Андреевна 10:51, 19 марта 2009 (UTC)